galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА О СТАНОВЛЕНИИ ЖЕНСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ

Обсуждение моих рассказов из "Башкирского Декамерона" на УФЛИ здесь сами рассказы https://istokirb.ru/articles/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0/Bosie-nogki-Ona-obeshchala-proshchatsya-krasivo-i-drugie-rasskazi-472842/

Совершенно болдинская осень, всё в золоте. Она правильно в этом году наступила: после дождей и заморозков пришли теплынь и сушь. Давно так шикарно не выглядели леса и деревья в конце сентября. А нас всё продолжают пугать статистикой новых случаев ковида и возможным карантином. И поэтому я тороплюсь насладиться творческим общением каждую среду в 19.00 в библиотеке Заки Валиди, что в особняке Чижова на ул. Октябрьской революции, 10, где собирается литературное объединение «УФимские ЛИтераторы».

В прошедшую среду на УФЛИ было обсуждение моих четырех рассказов из "Башкирского Декамерона". Немного предыстории – сам флешмоб, или акцию, или творческую инициативу придумала Тансулпан Буракаева, художник и режиссер. Она запустила идею в массы и создала группу в фейсбуке во время апрельского карантина. Достаточно много людей вовлеклось в это действо. Каждый день были король или королева, которые объявляли тему дня и на следующий день передавали корону другому участнику. Некоторые темы во мне отозвались, и я стала писать рассказы, но не все темы меня затронули. Произведения многих участников опубликованы на сайте «Истоки».

IMG_7870.JPGЗахотелось сейчас как-то осмыслить этот опыт и получить отклик от читателей. Поэтому пошла на обсуждение. Достаточно много народу прочитали мои рассказы на сайте. Пришли же те, кто хотел общения и высказаться. Одним из первых свое мнение выразил Евгений Рахимкулов, который прислал мне свои критические наброски в письменном виде еще днём до заседания: «Если в двух словах, мне понравилось. Так всем и передай, если не приду. В детали не погружался особо. Просто прочитал. Добротно. Умение втиснуть в малый объем достаточно глубокий анализ человеческих отношений. Казалось бы, ничего необычного в этих историях нет, житейски как будто, обыденно. Маленькие трагедии и радости букашек, до которых, кроме них самих, особо никому дела нет. Но в том и соль – каждый, покопавшись в собственной жизни, наверняка найдет что-то подобное. О чём приятно вспоминать. Или наоборот, в чём не хочется признаваться даже себе. Типичность и подкупает. Человек же любит находить в литературе отражение собственных страстей, переживаний, проблем, кусочков собственной жизни. Пусть не то же самое, но некие отголоски.
И самое главное – без слюнявости, нередко свойственной женской прозе. Я потому основную часть пишущих женщин не люблю, что гормоны у них нередко берут верх над мастерством. Но вот здесь как раз редкий обратный случай. Особенно приятно. В общем, уважаю.
Язык и стиль лучше всего в рассказе про море и побег от деспота-мужа. Возможно, как говорит Гольд, это моё скромное неправильное мнение, но, во всяком случае, у меня осталось такое впечатление. В описаниях мне здесь послышались некоторые экспрессионистические тональности. И еще вот. Местами здесь чувствуется, будто пишет человек, тяготеющий больше к стихам, чем к прозе. Довольно интересный, весьма приятный эффект получается. Тем более что в других рассказах я этого не заметил.
В некоторых случаях не совсем понятно, в каком времени происходит действие. Обычно придираюсь к этому, поскольку не люблю неопределённости... Но в данном случае меня это не напрягло совершенно. Подумал об этом лишь вскользь после прочтения четвёртого рассказа. Нет, местами, конечно, время довольно четко по деталям прослеживается. К примеру, понимаешь, что нынешние девочки вряд ли на сахарной воде завиваются… Но вот те же «Рассветы» мне уже сложнее было поместить в точные временные рамки. Если они там обозначены, значит, я просто не заметил. Но даже если их и в самом деле нет, в данном конкретном случае это не имеет значения. Даже для такого зануды, как я. Просто не хочется придавать этому значения за счет смещения акцента на вневременную составляющую человеческих отношений. Начало ли 80-х, конец ли 90-х, или надцатые... Какая, блин, разница! В данном случае это совершенно не важно. Просто не захотелось в этом копаться. Понимаешь, что где-то в масштабах понятной большинству нашей современной жизни, ну, да и ладно. И не столь важно, какие именно декорации на дворе.
Предлагаю название для подборки: «НЕ все мужики сволочи».
Да, и за десятый год моего абсолютного трезвенничества один из немногих случаев, когда пожалел, что завязал. А то бы от рюмочки, графинчика того самого, лосевского, не отказался. Уникальный напиток. В отличие от всех остальных – хамелеон. Хочешь – женского, хочешь – мужского рода».
Евгений пришел и расширил рамки своих высказываний.
Довольно интересные беседы были и после УФЛИ, трансляцию в фейсбуке провести удалось. Некоторые люди её смотрели, и Алия Гайнатуллина даже комментировала по ходу заседания. Так что не зря я технически заморачивалась. Много было сказано разного, но постепенно все речи подвели меня к таким мыслям.
Итак, нельзя начать рассказ, не зная его окончания, ибо сами истории прототипов могут быть бесконечны.
Стало понятно, что рассказы тяготеют к закольцовыванию в общность, возможно временем действия – нулевые годы или более примитивно – местом действия, одним городом. Это надо учесть, если писать еще 6 рассказов, чтобы добить до десятки (декамерон это 10 по 10). Увеличить игривость, как в историческом «Декамероне» Боккаччо.
Это истории про женщин, которые обрели самодостаточность.

«Босые ножки», там все понятно – для тебя важен лишь тот, для кого важна ты.

«От рассвета до рассвета над морем» – духовные практики даже в простой форме позволяют перейти на другой уровень осознанности и перестать быть жертвой – внутренняя сосредоточенность героини на проблеме в себе, а не перенос на мужа-ревнивца и поиск средств его перевоспитания, которые требуют некоторые читатели. И как средство достичь концентрации – некая медитация, в рассказе она в форме утренней молитвы.

«Она обещала прощаться красиво» – героиня понимает безусловную ценность себя и своих чувств, безотносительно их востребованности другим человеком. Она высоко ценит свои чувства, это делает ее любовь исполненной, и поэтому она находит способ проявить эту исполненность через красивый завершающий жест.

«Рябиновый самогон» – он вызвал самое большое оживление у публики. Героине было важно исполнить миф своей юности, прекрасное видение, мелькнувшее когда-то, стало её неосознанным фетишем, и она просто не могла двигаться дальше. Всякие радикальные смены имиджа, это внешние попытки вырваться из круга внутренних переживаний. Получив дружбу и множество шансов от человека, который себялюбивой волей своей перевел зарождающиеся отношения в миф-фетиш, она все равно не могла выйти в реальность. И лишь спустя много лет друг интуитивно понявший, что он сделал не то, свел ее лицом к лицу с этим мифом, когда миф исполнился – морок развеялся, пустота насытилась, лакуна закрылась. Намечтанное несбывшееся иногда поглощает всю нашу реальную жизнь. В юности понять это трудно. Некоторые и в зрелости до этого не доходят. Это хитрый феномен всех «мисюсь», которых несчетное множество погребено под обломками воздушного замка. А воздушные невидимые обломки труднее ухватить и разбросать, ты можешь даже не знать, что твою жизнь ими завалило по макушку. Обломки реальных вещей и событий очевидны и посему приемов работы с ними множество. А вот как справляться с воздушными замками-принцами-мифами?

Таков мой опыт в рамках «Башкирского Декамерона». Хочется поблагодарить пришедших и написавших мне уфлийцев за бурные прения.
И ещё я поняла, что весь массив рассказов других участников «Башкирского Декамерона» подлежит анализу и обсуждению – статистика, темы, сюжеты. Надеюсь написать такое предисловие к книге рассказов «Башкирский Декамерон», которую просто необходимо учесть в планах издательства «Китап». Это современная литература – актуальная и жизнеутверждающая, даже сам момент и способ создания текстов современнее не придумаешь. Хотелось бы очной встречи участников «Башкирского Декамерона» и обсуждения проекта – как нам издать книгу? Предлагайте идеи, пишите их в социальных сетях. И может быть книга станет реальностью.

https://istokirb.ru/articles/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20/Chetire-rasskaza-o-stanovlenii-genskoy-samodostatochnosti-481909
Tags: Проза, Тансулпан Буракаева, УФЛИ, газета "Истоки", критика, литература, современность
Subscribe

Posts from This Journal “УФЛИ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments