Сезон открылся и каждую среду уфимские литераторы (УФЛИ) собираются в 19.00 на обсуждение. В прошлый раз был дождь весь день и весь вечер, а гвоздем программы был Роберт Фатхиев с его эссе о том, что «татары народ образованный», ну там еще много всего было написано, уж очень оно неоднородное было и содержало немало моментов, которыми смахивало на пародию. Посоветовали разделить это эссе на три части и доработать. В позапрошлый раз были стихи Сергея Кондратьева, сожалею, что не присутствовала.
Про погоду пояснила, осталось про зомби – они основной фон кошмаров в повести «Синдром разбитого сердца» Татьяны Королевой. Героиня повести Клара пережила расставание с возлюбленным, получила душевную травму, перешедшую в реальный кардиологический недуг, постоянно путешествует между реальным и мистическим миром. В мистическом мире у неё есть проводник – лис Кацунэ с тремя хвостами. И ещё в потустороннем мире на Клару постоянно нападают зомби, монстры и скелеты и она рвет их голыми руками.
Когда я прочитала электронную рукопись, меня заинтересовал возраст автора. Татьяна Королева оказалась милейшей девочкой 16 лет, студенткой первого курса колледжа. На заседание пришло довольно-таки молодежи, видимо, группа поддержки автора. Началось заседание, и руководитель УФЛИ поэт Айдар Гайдарович Хусаинов поочередно дал слово всем прочитавшим повесть. Многие повторялись в своих замечаниях, поэтому лишь приведу самые интересные высказывания. Ведь работа лито замечать разницу – разные авторы, разные жанры, разные стили. Результат – мотивировать авторов на творческий рост.
Гульназ Насырова отметила: «Небрежность в пунктуации и орфографии. Текст хаотичен, тяжел для восприятия. Рассчитан для сверхмаргинального уровня. Изначально глупо, что девочка может трагично воспринимать, что её бросил парень. Это же глупо. Бросил один, бросил второй – делать из этого трагедию, я считаю, не стоит. Мужчины не особенно ценные существа, чтоб из-за них так убиваться!»
Тут зал утонул в хохоте и сия фраза стала хитом вечера. Вот так вот изменяется восприятие мира с возрастом. Надо только дожить. А в 16 лет, конечно, трудно иметь такое саркастичное мировоззрение.
Следующей выступала студентка Настя, немного старше автора возрастом и именно о возрасте она спросила сразу же, ибо ей вначале показалось, что это написал ребенок 12 лет. Настя процитировала несколько предложений из повести и как заправский будущий лингвист их разобрала: «У автора большие сложности со словоупотреблением и огромный переизбыток штампов. Так же отметила непроработанные моменты в сюжете, когда «человек один раз упал в обморок, и на основании этого уже предлагают операцию на сердце». Есть плюс в том, что фантазия всё-таки работает, но надо постараться реальность взять из опыта настоящей жизни. Писатель должен быть наблюдателен».
Следующим выступал пропагандист и апологет татарской культуры Роберт Фатхиев, и Айдар Гайдарович задал провокационный вопрос: «Что если эту историю перенести в деревню? В татарскую деревню Татышлинского района Башкортостана?»
Присутствующих заинтересовало как будет зомби и вампир по-татарски. Роберт пояснил, что некие виды нечисти в татарском варианте имеются (но не зомби) – юха и убыр – это ведьма и вурдалак. Еще Роберт посоветовал Татьяне прочесть эпос «Урал-батыр», там можно почерпнуть много материала для мистики, образная составляющая эпоса очень сильна.
IMG_7538.JPGАксакал Геннадий Полежанкин долго распространялся про возможности нашего времени и интернета для молодых авторов, и вспоминал, что в былые годы шанс напечататься был только маленькая заметка или одно стихотворение в районной газете рядом с репортажами о надоях и урожаях. Он вспомнил про западных авангардных авторов, которые печатались в журнале «Иностранная литература» лет 40 назад, и писали вообще без знаков препинания.
Поэт Владислав Левитин сказал о другом: «На основании кошмарных снов написан этот текст. Это возможно. Этот пересказ снов как есть – это для психоаналитика. А вот в качестве литературы это не годится, потому что для читателя должна быть какая-то логика, какая-то мера во всем этом деле. Вот эта кровожадная девушка еще спасает кого-то. Какой-то приблудившийся юноша отдает ей своё сердце в буквальном смысле. И всё равно она гибнет. Зачем нужно было убивать героиню в конце? Для читателя нужно выстраивать какую-то логику. Даже если вы хотите парадоксальную вещь написать, то любой парадокс становится парадоксом только тогда, когда он существует на фоне логики!»
Золотые слова про парадокс – надо запомнить.
IMG_7529.JPGАлександр Залесов рекомендовал – относиться к читателям с уважением и тщательно прорабатывать рукопись, советоваться по поводу построения фраз. Запятые расставит корректор, но переписывать фразы за вас он не будет. Неправильное употребление слов, логические ошибки, например, ласточки обсуждают впечатления «в метро завелся монстр». Заметьте, они обсуждают не слухи, а свои впечатления. Ласточки летают в небе, как они попали в метро под землей. Вам нужен человек, которому будете доверять и давать читать, спрашивая его впечатление. Текст неподготовлен. Желаю вам овладеть фактурой. То, что вы пишете большие произведения в этом возрасте это хорошо. И меня не ужасы и зомби пугают, это даже хорошо. Но меня сама фактура текста смущает, она никуда не годится. Надо взять и переписать эту повесть. В русском языке постоянно надо работать над языком – Лев Толстой переписывал, Алексей Николаевич Толстой переписывал. Пугаться этого не надо.
Айдар Гайдарович Хусаинов подытожил заседание мыслью, что писатель пишет в измененном состоянии и поэтому он не может ловить, что в тексте не так. В измененном состоянии все воспринимается по-другому, и автор может не заметить сам нелогичность, для него нет неясных мест, в отличие от читателя. Отсюда надо к критике на УФЛИ подходить, как к средству взглянуть глазами читателя. Причем компетентного читателя. Ну и стремиться к усовершенствованию. Залесов припомнил случай радикальной критики, когда один уважаемый беллетрист бил другого рукописью по голове и, как ни странно, последнему это помогло начать писать лучше. Но это были опытные писатели с большим стажем. И они даже не поссорились после этого.
В данном случае юный литературный росток я нагрузила советами что почитать подходящего для творческого роста. А еще Левитин заметил уже на улице – написать, что ли, самому ужастик?
А не провести ли нам тематическое заседание по жанру «хоррор», виды и признаки темных жанров, ну и самим потренироваться, надо же стресс сбрасывать? – подумала я. Вот плодотворный обмен энергетикой между поколениями и будет.
https://istokirb.ru/articles/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20/Zamechat-raznitsu-megdu-paradoksom-i-logikoy-v-zombi-apokalipsise-471425/?sphrase_id=77095