galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

Гундарин о расширении поля поэзии и стихе Рымбу

Дискуссия, возникшая вокруг длинного стихотворения (или короткой поэмы) Галины Рымбу, вовсе не про поэтику. Она про микрополитику. То есть про жизнь поэтического сообщества. То-то участие в битве приняли исключительно писатели (читатели в таких разборках только под ногами путаются).

Речь идет, если угодно, о поправках в поэтическую Конституцию, обсуждаемых столь же горячо, как в «большом мире» обсуждались поправки в Конституцию настоящую.

Микрополитика тут, с одной стороны, «внутренняя», а с другой — «внешняя», ведь намечается ни много ни мало демаркация новой границы сообщества. «Эта граница, конечно, подвижна, однако всему есть пределы!» — воскликнули неприятели довольно нудного текста. Не говоря о тех, для кого верлибр — это зло, а верлибр на физиологические темы — зло в кубе, возмущены были и идеологические сторонники феминистского дискурса. Мол, объективно текст, может, и на пользу делу, но ведь это не стихи! «Полезен также унитаз, но это не поэзия» (Глазков).

Зато защитники текста, как можно предположить, были намерены с помощью сочинения Рымбу закрепиться на «вражеской территории» и уже потом, с этого плацдарма, распространиться по сообществу максимально широко. Если что, они — победили. Ведь очевидно, что сама возможность разговора о каком-либо предмете или явлении легализует этот предмет/явление в групповом дискурсе. Ну, то есть, если про текст Рымбу мы спорим, значит этот текст и аналогичные ему уже в нашем смысловом поле, они обретают реальность на глазах. (Не спорим же мы о тексте графомана Пупкина-Задунайского, которые недостоин и упоминания.) Пресловутое окно Овертона раскрылось в литературном поле; палец в рот актуальным практикам положен, теперь литературная конвенция не досчитается всей руки.

Конечно, топографический аспект в рассуждении о литературном сообществе — не более, чем метафора. Границы воображаемы. А вот упомянутая конвенция в социальном смысле реальна. Если мы рассматриваем писательское сообщество как «большую» (в социологическом смысле) социальную группу, то конвенция — это то, что группу держит вместе (в числе прочих механизмов внутригрупповой динамики, конечно). Сообщество ДОГОВОРИЛОСЬ, что считать поэзией. И продолжает договариваться ежеминутно, того не осознавая. Правила записаны в школьных учебниках, в неформальных корпоративных кодексах (всякий начинающий непременно сквозь это сито проходит — школьная училка по литературе, школьный или городской кружок, фестиваль, редакция, жюри конкурса и т. д.). На страже конвенции оказывается вся литературная диахрония — от классики до современных авторов, которые любимы твоими первыми литнаставниками.

Тем не менее границы (возвращаемся к нашей метафоре) потихоньку расширяются. Рассказывают, что «шестидесятники» были шокированы, когда имя Д. А. Пригова стало называться в одном ряду с Вознесенским и Евтушенко (конец 80-х). Дескать, конечно, Пригов молодец, идеологически он безукоризнен. НО ПРИ ЧЕМ ТУТ ПОЭЗИЯ? Ничего, границы подвинулись, впустили в себя и Пригова, и «лианозовцев», и много еще кого. Иной раз, когда расширение границ намечается уж слишком резкое, мы наблюдаем то же, что в случае со стихотворением Рымбу. Сопротивление. Такие случаи вспоминаются без труда. Например, не менее жаркая дискуссия вокруг стихотворения Валерия Пуханова о блокадном Ленинграде несколько лет назад.

Причем границы — опять метафора — расширяются в разные стороны. С одной стороны — Рымбу и компания. С другой — массовая Интернет-поэзия, Ах Астахова, Ес Соя и т. п. «Ждут, бывало, с Юга, глядь — ан с Востока лезет рать» (Пушкин). «Рымбу — не поэзия? И Ах Астахова — не поэзия? А что такое ваша поэзия вообще?» Никакая живая конвенция такого усечения не выдержит. Надо потесниться!

Пьер Бурдье писал: «Литературное поле… является еще и полем конкурентной борьбы, направленной на консервацию или трансформацию этого поля сил». Так что «консерваторы» будут биться с «трансформаторами» и дальше, но, увы, как и в случае с текстом Рымбу, это можно назвать арьергардными боями. Что будет дальше? Вот Бурдье считал, что «расширения круга лиц, имеющих право голоса в том, что касается литературы, достаточно для радикальной трансформации реалий культурного производства и самой идеи «писательства»».

Вопрос, заметим ли мы с вами, когда эта радикальная трансформация произойдет. А может быть, она УЖЕ произошла? Это, конечно, смотря что считать точкой отсчета. Но, возможно, нашему писательскому сообществу, все далее отодвигаемому на периферию социальной жизни, то есть в точном смысле этого слова маргинализирующемуся, такая трансформация и необходима. Вместе с тем, посмотрите, во что превратились Союзы писателей, куда теперь берут уж точно всех. Значимости в общественном распределении символического капитала у них не прибавилось, а авторитет внутри сообщества упал многократно в сравнении хотя бы с временами двадцатилетней давности.

То есть сопротивление и неизбежно, и необходимо, поэтому позиция «консерваторов», при всей уязвимости и безнадежности, внушает уважение. А мы ждем бесконечное количество рымбуобразных текстов и окончательное формирование жанра «физиологического верлибра». Теперь можно.

Михаил ГУНДАРИН
https://istokirb.ru/articles/literaturnik/O-dlinnom-stihotvorenii-Galini-Rimbu-mikropolitike-i-fiziologicheskom-verlibre-461791/
Пресловутый стих тут https://galareana.livejournal.com/923575.html
Tags: критика, литература, построение будущего, поэзия, поэты, поэты знакомые, современность, стихи чужие
Subscribe

Posts from This Journal “поэты знакомые” Tag

  • стих "Тайна поцелуя" Алексей Кац

    Неумолимо глупеющий, он думал о ней так: "Я помню практически все наши поцелуи: и тот, внезапный, поздним вечером на улице Вавилова, и те, долгие и…

  • Арфа по английски Harp

    холодный воздух, много-много больно... Бря... бря... бря Октября, сентября Арфа по английски Харп а чего же не грюндиг, вспомнила магнитофоны Шарп…

  • Документация это ритуальный садизм

    Документация — это замещение онтологии, причём достаточно фетишистское: с попыткой уговорить, замолить, заговорить бытие. Это не «нормативные акты» в…

  • Самощёвая

    Самощёвая - вчера узнала новое слово - спросила об источнике - от слова щи. Ну, от выражение "щи в лицо"? - ну, типа "факты в лицо". Итак это сленг…

  • культуртриггер

    Кофепитие, Виночерпии, Кинокритики - Культуртриггеры Запускаем в массы! Да, за пивом Сидим - фестивалим Одним вечером... Заливаю контент В…

  • Мифопоэтичное 10 лет назад

    Мифопоэтичное Сегодня пыталась объяснить мужу про одного поэта(который может прийти к нам в гости).Рассказывала биографию этого поэта, мужа не…

  • Анна Долгарева. Стих

    Год назад к этому времени рябина уже покраснела. После тридцати я стала замечать эти вещи, Потому что моим обиталищем стало не столько тело, Сколько…

  • Иосиф Гальперин о поэте Александре Банникове( ч.2)

    8.09.1985 «...Служу я в Афганистане. В танковом полку. Бывает по-всякому... Насчет войны – здесь спокойнее, чем во многих местах... Боюсь, как бы…

  • Иосиф Гальперин о поэте Александре Банникове (ч.1)

    Дело даже не в том, что Саша Банников был самобытным талантливым поэтом, одним из самых ярких в Башкирии. Главное – его жизнь и судьба, пользуясь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments