galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

нашла интересный ФБ Петр Георгиевич Щедровицкий

из ФБ Щедровицкий
Москва, август 1957» – докладная записка А. Кожева для французского правительства, сделанная после трехнедельного пребывания философа в Москве в 1957 году. В ней Кожев со всей откровенностью говорит о собственном отношении к советской культуре. Так, в частности, интереса заслуживает проводимое им сравнение между «менталитетом» жителей СССР и США. Безусловно, не все оценки и прогнозы мыслителя, высказанные в данной записке, прошли испытание временем. Тем не менее текст содержит ряд важных аргументов Кожева в пользу того, почему советский путь развития является тупиковым, и ярко характеризует собственную политическую позицию мыслителя. Приводим выдержки из текста:
«Более чем где бы то ни было наблюдаемые в Москве „грубые факты“ нуждаются в интерпретации перед тем, как использовать их или делать сколько‑нибудь значимые выводы. Но если бы мне пришлось перечислить и истолковать в этих заметках все факты, которые мне довелось наблюдать на протяжении проведенных в Москве трех недель, то заметки эти с легкостью могли бы выродиться в целую книгу.
Поэтому нужно указать на два общих момента, которые нужно иметь в виду при истолковании московских фактов, чтобы избегнуть „систематических ошибок“ интерпретации, каковые могут привести к ложным из них выводам.
Если мы желаем пользоваться пригодной для Западной Европы хронологией, то применительно к нынешней России нам следует откорректировать ее, убрав где‑то 70 лет. Иначе говоря, советское настоящее время располагается около 1890 г.
Эта коррекция позволяет нам, помимо всего прочего, понять, что усилия индустриализации в СССР между 1917 😊 1847) и 1957 😊 1887) примерно равнозначны тому, что происходило в Западной Европе в аналогичный период.
Однако советская индустриализация протекала в куда более благоприятных условиях, чем те, что сопутствовали ходу европейской индустриализации, а именно в том, что касается городских рабочих и служащих (длительность рабочего дня, использование детского труда, режим питания, медицинское обслуживание, социальное страхование и т. д.; жилищные условия, впрочем, в обоих случаях являются примерно одинаковыми).
С точки зрения интеллектуальной и художественной культуры, Россия располагается не на крайнем Востоке, но в центре географической зоны, охватываемой европейской культурой; иначе говоря, так называемая советская культура является крайне упрощенной репликой французской цивилизации, остановившейся в своем развитии где‑то в 1890 году и приспособленной к уровню двенадцатилетнего ребенка.
Русские имеют также некоторое туманное представление об английской цивилизации (вроде Диккенса), а также некоторое недоверие к „романтическим“ новшествам, привнесенным во французскую культуру немцами (включая Гегеля и Маркса). Русская элита, которая до Первой мировой войны частично освоила эволюцию французской культуры за период 1890–1912 гг. (символизм, танго, кубизм и т. п.), была ликвидирована по ходу революционных потрясений и исчезла, не оставив заметных следов.
Напротив, с точки зрения поведения советские люди находятся на крайнем Западе европейской цивилизации. Иначе говоря, чтобы найти эквивалент СССР, нужно достичь примерно Оклахомы в США, пропустив всю остальную Америку (Нью-Йорк со всеми следами Гринвич Виллэдж).
Правда, такое перемещение сразу позволяет уяснить радикальное (вероятно, неустранимое) различие между СССР и США. Как и обитатель Оклахомы, советский человек пребывает в неведении относительно почти всего происходящего за пределами его провинции. Но если оклахомец глубочайшим образом убежден, что Париж и Лондон (и все в них происходящее) далеко отстали от любого американского городка, русский с тоской и печалью признает, что даже Тараскон является идеалом для Ленинграда и Москвы, и приблизиться к нему удастся лишь в отдаленном будущем, да еще при том условии, что слишком русские русские не будут этому препятствовать.

Это представляет известный интерес для оценки шансов и опасностей „русификации“ Европы (скорее, речь должна была бы идти о шансах офранцуживания России).
[N. B. Православная религия сводится к исполнению культа, ее в этом контексте можно не принимать во внимание; но с ней следует считаться, если речь заходит о размахе советского шовинизма]».
Tags: Зачем-то интересно, альтернативная история, историзм, страна моя, французская, френджизнь
Subscribe

Posts from This Journal “историзм” Tag

  • две богини- не опознаю сюжет

    нашла среди фоток - картину из мастерской Стаса Кошкина в Питере. Изломала голову, пытаясь припомнить миф на который она написана, можно погуглить,…

  • Прийти - придти

    А ведь придти когда-то было нормой. Ничего не путаю? Чего это ворд мне его подчёркивает. Идти (несовершенная форма, инфинитив) Придти (совершенная…

  • Одно из последних стихотворений СТАЛИНА.

    ПОРАЗИТЕЛЬНО!!! Принесло в ленте ФБ, он таки не упал совсем, Так вот даже это если фейк, то образ создан именно такой, как во всех последних…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments