galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

"Гроза" в современном прочтении

Я знаю, меня читают интеллигентные, тактичные люди.
Поэтому давайте сделаем вид, что ничего не было и еще раз поговорим о «Грозе».
Я её закончила.
«Грозу» читают в 10 классе. Выбор для 10 класса, прямо скажем, очевидный.
К 10 классу ребёнок подходит каким? Седым, молчаливым. Чаще всего беременным.
Так вот, в рамках профилактики ранней подростковой беременности «Гроза» - самое то.
Катерине – 19. Она жена молодого купца Тихона Кабанова. Живёт в одном доме со своей свекровью . Прозвище в криминальных кругах города - Кабаниха. У свекрови очень тяжелая энергетика. Она орёт на невестку, доминирует, ревнует к ней Тихона. Особенно ее бесит, что Тихон мало бьёт Катерину. Тем самым подтачивая вековые традиции счастливой семьи.
Катерину же бесит не столько то, что муж ее редко бьет. Остальные контакты между ними происходят судя по всему тоже довольно редко.
(Здесь могла быть реклама ваших презервативов) .
То есть, мало того, что с Катериной не спят, она ещё не может ужиться со своей свекровью. Катя страдает. И чтобы развеяться ходит в церковь. В церкви Катерина встречает свою роковую судьбу по имени Борис. Вот как описывает он эту судьбоносную встречу:
Борис: Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится.
Мы понимаем, что о фосфорицирующих свойствах Катерины к тому времени уже знал весь город. Мужская его часть только об этом и говорила. Не зря критик Добролюбов назвал Катерину именно лучом света в темном царстве. Это важно. Не волной. Не пучком частиц малого поперечного размера. А именно лучом. Кстати, если вам интересно, есть увлекательная переписка Добролюбова с физиком Клодом Мюре по поводу электромагнитных свойств Катерины. Мюре тоже увлекался литературной критикой и преклонялся перед русской литературой.
После нескольких случайных взглядов Катерина влюбляется в Бориса, при этом желая сохранить свою добродетель. Ей начинают снится тревожные сны про голубей. Гули преследуют Катерину, что-то ей постоянно курлыкая. Видимо, как Деве Марии.
Днём Катерине особенно неспокойно. Нестабильный гормональный фон и навязчивые мысли о сексе с Борисом доводят ее до психоза. Возможно, если бы в городе Калинове была секция кроссфита, беды удалось бы избежать.
На счастье Катерины, муж Тихон уезжает куда-то на две недели. Катя просит его не доводить ситуацию до критической точки и взять ее с собой, на тот случай если она окажется шлюхой. Тихон ей жестко парирует. Он – настоящий мужик, поэтому семья для него не на первом месте. В первую очередь ему важно уехать и нажраться. Тихон уезжает один. Тем временем, его младшая сестра Варвара – незамужняя и гулящая, помогает Борису и Катерине увидеться за оградкой в саду. Оградкой началось оградкой и кончится… Варвара даёт Катерине ключи от калитки. Подержав их немного в руках, Катерина решает воспользоваться случаем. Открывает калитку и идет на встречу к Борису. По- прежнему желая сохранить свою добродетель. Есть такой тип православных женщин (см. Волочкова), которые не смотря на всё своё желание сохранить добродетель, отдают ее при первой же возможности. Вот как интересно это случилось:
Борис: Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я люблю вас! (Хочет взять ее за руку.)
Катерина: Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!
Борис: Не сердитесь!
Катерина: Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!
Борис: Вы сами велели мне прийти.
Любая пьяная женщина поймёт Катерину и узнает в этом диалоге себя. Перестав изображать из себя воцерковленную идиотку, Катерина при первой же встрече намекает Борису о грехе, который, как она надеется, им не замолить. Честнее было бы просто протянуть Борису презерватив.
За оградкой в саду Борис, наконец, открывает Катерине увлекательный мир секса без обязательств.
Всё было отлично. Катерина летала, истерики прекратились. Но тут приезжает Тихон. Катерина неожиданно вспоминает, что она замужем. Ей нехорошо. Её мучает совесть. Ключевой момент - в разгар психического расстройства на город опускается гроза. Накрутив себя, Катерина принимает молнию исключительно на свой счет. Похоронить интригу пьесы мог бы обычный Новопассит, но увы. Считая и приезд мужа и ненастную погоду - звеньями одной роковой цепи, Катерина мечтает сдохнуть. Ей чудится могила, цветы, жизнь примы-балерины. В итоге. гуляя по улице, и дождавшись пока на площади соберется весь народ, она бросается перед мужем на колени и признается ему в измене. Муж по приказу матери побил ее чуть-чуть, но выгонять не стал. Стервы ему в принципе нравились.
Однако старая свекровь Кабаниха продолжает травить невестку. Катерину гнобят, унижают, приставляют к ней домашний караул. Поскольку семья была пьющей, Катерине удаётся бежать. Она случайно, повторяю, случайно! встречает Бориса. Бориса тоже наругали и выгнали из дома в Сибирь. Как и муж Кати, он не хочет брать падшую женщину с собой. За это коварный злодей Дикой – дядя Бориса – может лишить его наследства. К тому же, в Сибири и своих дур хватало.
При таком раскладе, Катерина отказывается жить дальше. Она бросается в волгу и падает на якорь. Тем самым оборвав многообещающую карьеру провинциальной проститутки. После самоубийства Катерины в России запретили очередную группу Вконтакте.
Аристократки М.В. Трубникова и Н.В Стасова под видом «общества дешевых квартир» вербовали русских женщин в секту суфражисток.
Вот и весь сюжет.
Что сказать…
Если бы при нынешних нравах все поступали так же как Катерина, негде было бы бросить якорь, чтобы не уткнуться в какую-нибудь шалаву.
Да, повторю этот удачный вывод и тут.
Интересно, что сам Островский на себе переживал весь этот парализующий быт заглохшей семьи. Семья отвлекала его от главного – от любовницы. Любовницей у Островского была Любовь Косицкая. Актриса. Так случилось, что Александр Николаич всю жизнь болел театром. Хотя неизвестно все-таки, чем он болел больше, театром, или конкретно Любовью Павловной. Критики спорят. Любовь Павловна была человеком прорывного характера. Родившись в степной Башкирии в семье бедняков, она уже в 14 лет становится женщиной. Любовь бросает родителей и переезжает в столицу, в качестве гувернантки одного знатного семейства. Вскоре Косицкая налаживает связи, как мы понимаем деловые, в артистических и литературных кружках. Там она и подцепила Островского. Не удивлюсь. если это произошло на улице Островского. После знакомства с гением карьера Косицкой неожиданно идет вверх. Ее таланты раскрываются. В 30 лет, на закате молодости, она наконец становится артисткой императорской труппы. И играет роли Дездемоны и Офелии. В 41 год Косицкой удаётся невозможное - урвать роль Джульетты. Публика в зале, не читавшая Шекспира, была уверена, что Джульетта отравилась от старости и непозволительной любви к подростку.
В общем, Косицкую и Островского связывала большая любовь и еще больший процент с гастролей. Для Островского Любовь Павловна была чем- то вроде Веры Брежневой для Константина Меладзе. Островский писал для неё лучшие роли: «Гроза», «Бесприданница», «Бедная невеста». Дело в том, что Любовь Павловне как в жизни, так и на сцене, особенно удавались истерики и скандалы. Кстати, финал «Грозы» драматургу подсказала именно она. Когда в разгар репетиций между ней и Островским случился ожесточенный спор по поводу концовки, Любовь Павловна пригрозила автору бухнуться в оркестровую яму. Покончить с собой. В последний момент её удержали. К сожалению, официально Островский и Косицкая так и не поженились. Оба уже имели по несчастливой семье.
Как писала в своих воспоминаниях ещё одна из «Виагры», Авдотья Панаева - любовница Некрасова, «Островский пьёт беспросыпу и толстая деревенская баба командует над ним». Толстая деревенская баба – это естественно о жене. В то время, как драматург любил Косицкую, он удобно жил с простолюдинкой Агафьей Ивановной. Филиппинка с яйцами. Носила хворост, выносила мусор, и в отличие от старой Джульетты не просила себе никаких ролей.
Уже после ее внезапной и таинственной смерти(якобы туберкулёз) Островский женился на молодой актрисе Бахметьевой.
4 сына. Две дочери. Счастливая семья.
Ничего интересного.
Да, забыла сказать.
История возникновения Грозы тоже не стоит того, чтобы о ней рассказывать.
В 1859 году министерство народного просвещения совместно с морским министерством организовало этнографическую экспедицию. Принять участие в этом «Аншлаге по Волге» попросили и Островского. Он должен был «изучить и описать обычаи и нравы коренного населения России».
И вот после двухнедельной оплаченной, подчеркиваю, командировки, Островский приносит пьесу «Гроза». Не столько про нравы и обычаи «коренного населения», сколько про образ жизни провинциального быдла.
Самое удивительное, что «Грозу» сразу пропустили на сцену.
Хотя, скорее всего - это заслуга младшего брата Островского Михаила Николаича. На минуточку, члена Государственного совета. Островский был счастлив и на месяц уехал тусоваться в Торжок. До этого он довольно редко оставался наедине.
Всё чаще отдыхал под надзором полиции.
Считаю, в том числе и за это «Грозу» можно считать победой над царизмом и кровавыми палачами.
О.Благодарская
Tags: историзм, критика, литература, современность, социум, школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments