galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ В АРТ-КВАДРАТЕ

Сначала, задумавшись о спектакле театра De Bufo, который я посмотрела 26 июля на свежем воздухе в АРТ-квадрате, я написала: «комедия Дель Арте в арт-квартете». И да, это был замечательный квартет мужских персонажей и красавица Беатриче пятая. Очень они меня порадовали.

И погода порадовала тоже: когда я вышла из дома, моросил дождик, пока я дошла до угла улиц Чернышевского и Мустая Карима, он прекратился. И все пришедшие (а было много зрителей с детьми) смогли от души насладиться весельем, которое дарит комедия дель арте, или комедия масок – вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Немножечко экскурс в историю этого вида представлений. Система сценического искусства комедии дель арте сформировалась к концу XVI века и совершенствовалась в течение следующего столетия. В 1699 году в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии – «Dell’arte representiva, premediata e all’improviso», составленный Андреа Перуччи. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры. Кожаная маска была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска – значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры и, играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно знать сценарий – сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.

Спектакль начинался и заканчивался парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоял из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие было ограничено во времени (двадцатичетырёхчасовой канон). Схема сюжета также была канонична: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.

Основой спектакля в комедии дель арте являлся сценарий (или канва) – очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц.

Итак, возвращаюсь из Италии XVII века в башкортостанскую реальность, к нашему замечательному театру De Bufo. Спектакль начался по канону – все актеры находились на площадке, и был рассказан весь сюжет – кто есть кто, кто кого любит, кто и почему мешает счастью влюблённых. И сзади меня кто-то даже взвыл: «А что теперь смотреть-то, когда всё рассказали?»

Но смотреть было на что. И условность, и вычурность персонажа не мешала самым маленьким зрителям сопереживать голодному слуге, который поймал невидимую муху и рассуждал о вкусе мушиных крылышек под соусом терияки, детки заметили воробушка, прыгавшего перед сценой, и советовали вслух поймать его. А уж то, как находчивый слуга воспитывал скупердяя Панталоне: «Запомни: ты – мешок с кофе, ты ни на что не реагируешь» – пробило на смех даже более скептичную взрослую публику.

Спектакль был полон всяких нюансов, которые просто надо видеть и бесполезно пересказывать. Импровизация всегда позволяла адаптировать комедию дель арте к новой публике, к новостям города. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умением свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались – темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием; нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции; богатая фантазия, превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову – пантомима как язык телодвижений выступала наравне со словом. И всё это нашлось у уфимских артистов.

После представления я подошла к актерам занятым в спектакле и сфотографировалась с ними. А вот с Ангизой Ижбулдиной ещё и побеседовала немного о дальнейших планах, и спешу сказать вам, дорогие театралы: 16 августа состоится «день рождения» De Bufo (перенесли с апреля) – театральный фестиваль – с 4 часов дня и до 11 вечера будут показывать подряд разные спектакли этого театра в АРТ-квадрате. И кто не видел, или пропустил что-то – самое время посмотреть. Так что встречаемся, господа театралы, 16 августа на том же месте, в центре старой Уфы, в прекрасном пространстве, сами приходите и друзей приводите.

https://istokirb.ru/articles/%D0%A0%D0%85%D0%A0%C2%B0%20%D0%A0%D1%97%D0%A0%D1%95%D0%A0%D2%91%D0%A0%D1%98%D0%A0%D1%95%D0%A1%D0%83%D0%A1%E2%80%9A%D0%A0%D1%94%D0%A0%C2%B0%D0%A1%E2%80%A6%20/Komediya-del-arte-v-Art-kvadrate-393312/
IMG_6312
Tags: Культпоход, Культурный феномен, Театр, газета "Истоки", театральный бум в Уфе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments