galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

ПРО ПРЕТЕНДЕРОВ Владимир Романовский

Владимир Романовский из ФБ
ПРО ПРЕТЕНДЕРОВ (тут длинно, но интересно)
(Женщинам читать можно, ежели чего. «Ненормативная лексика» наличествует, но женщинам это все равно. Щепетильные же мужчины могут просто такие моменты обходить с помощью разума. К примеру, там, где написано «хуй», читать не как «хуй», а как какое-нибудь в высшей степени приличное слово, типа «хер», «хрен», или «сю-сю», на ваше, ребята, усмотрение).
А было так ...
Был, вроде бы, такой момент, когда Робеспьер и Дантон, стоя перед Нотр-Дамом, беседовали таким образом:
- Что будем делать с этой неказистой грудой готического мусора?
- Может, снести ее к чертовой бабушке?
- Можно. А еще можно - просто переименовать.
- Точно. К примеру - «Храм Здравого Смысла». Или, не знаю, «Храм Мысли».
- Нет, лучше «Храм Разума».
- Действительно. Эффект! Тампль де ла Резон. Звучит!
И пошло-поехало. Впрочем, не сразу. Нет, не сразу. Постепенно.
Нынче, когда где-то строят церковь, то по окончании постройки многие - и клерики, и мирские - чешут в затылке и говорят - «А чего так все кособоко получилось? Как-то не очень красиво, не вдохновляет?»
А потому что когда строишь храм - то либо помнишь, что всякий храм посвящен в первую очередь Всевышнему, остальное - подзаголовок, то бишь, знаешь, что оценивать окончательный результат будет Сам Создатель, строишь для людей - но и для Него, и этим вдохновляешься.
Либо - не знаешь, и не вдохновляешься.
В этом основное отличие. «Для Бога» и «для важных иных целей». И разница видна сразу. Посмотрите на ЛЮБОЙ храм, построенный после Второй Мировой.
Большинство деятелей искусства страшнейшие эгоисты, делают все в первую очередь для себя, это так, но при этом четко видны две категории:
те, кому Бог - первый читатель, слушатель, зритель;
и остальные.
У авторов первой категории есть такая специальная амбиция ... хмм ... Рассмешить Бога, растрогать Бога, пригласить Бога проникнуться созданным, спросить у Бога - «Как, по-Твоему, хорошо получилось?»
Авторы второй категории неминуемо скатываются ... сливаются ... трансформируются ... в претендеров.
Собственно «наполнение» - слова на странице, изображение на холсте, архитектурное сооружение, звуки, записанные нотной грамотой или с помощью аудио-записи - играет, безусловно, какую-то роль. Но - не главную.
Нет, не главную.
Иными словами, если люди из первой категории - поэты, писатели, драматурги, художники, архитекторы, композиторы, то вторая категория состоит из людей, ИЗОБРАЖАЮЩИХ - поэтов, писателей, этсетера. Делающих вид. Претендеров.
Степени собственно созидательского таланта у претендеров разнятся. И, скажем, некоторые поэты из претендеров действительно умеют писать стихи. Пусть и не очень хорошие, но все-таки стихи. Или же очень хорошая имитация стихов у них получается.
Но при этом у большинства претендеров либо начисто отсутствует, либо подавлено почти в ноль, чувство стыда.
Когда сегодня кто-то задается вопросом - а куда, собственно, подевалось в современном мире искусство? - за ответом далеко ходить не надо. Искусство отдано на откуп претендерам.
С одобрения большинства, кстати говоря. Не нужно всё валить на исполнителей. Надо бы и публике взять на себя часть ответственности, а то она, публика, уже два века в святых ходит, и совершенно напрасно. Вы считаете, что Кандинский и Пикассо занимались именно живописью? Что ж, вы «уже получили награду свою».
Заодно уж давайте и естествознание зацепим. Тоже ведь род интеллектуальной деятельности в некотором смысле.
В естествознании - или, во всяком случае, в той его части, которая занимается фундаментальными исследованиями - перелом произошел позже, чем в искусстве. Не намного.
Принятие «теории эволюции» научным эстаблишментом по причинам, к науке отношения не имеющим, послужило толчком - но, отдадим должное - наука сопротивлялась долго. Перелом виден отчетливо, и хорошая иллюстрация - список нобелевских лауреатов.
Рассматривая этот список, вы обнаружите, что вам в основном понятно, за что именно получил премию тот или иной лауреат ДО Второй Мировой. И не очень понятно (вообще не понятно) - за что их получают после Второй Мировой.
Потому как после Второй Мировой премии эти получают не исследователи, а люди, изображающие исследователей. Претендеры.
Успех претендера зависит от наиболее полного соответствия образа претендера с общепринятыми стереотипами.
Не скажу, что мне никогда не приходило в голову, когда я что-то рисую на плен-эре, мольберт посреди тротуара - надеть берет и повязать шелковый шарф. Приходило. Но у меня неприязнь к головным уборам с раннего детства - да, но помимо этого, на хуя мне изображать художника, если я действительно художник, и вот он - городской пейзаж на моем холсте? Да и как мне ИЗОБРАЖАТЬ, если я, когда рисую - занят, я весь в работе?
Сегодняшняя публика ПРЕДПОЧИТАЕТ претендеров, поскольку претендеры отвечают образам, сложившимся у нее, публики, в голове.
Это, разумеется, смешно. Но и грустно тоже. Одновременно, блядь, и смешно, и грустно.
Как в песенке Калугина (Sergey Kalugin), благодаря которой я несколько лет назад про него узнал, и сразу заинтересовался, у меня слабость к талантам, строчка, блистательная в своей простоте и проникновенности, и идеально ложащаяся в блюзовый ритм:
- Но если Боря Моисеев артист, то кто тогда я?
В искусстве от претендеров первой начала страдать музыка - Вторая Венская Школа и прочие атональные прелести. Затем грохнулась живопись - благодаря тому, что нашлись тысячи, сотни тысяч, людей, которые на голубом глазу подтвердили, что «абстрактная живопись» ТОЖЕ искусство.
Архитектура продержалась до Второй Мировой.
Поэзия - в зависимости от страны. Но тоже долго не выдержала.
Давеча меня задел фб-шный пост одного локально известного, и в каком-то смысле культового, претендера о ... хмм ... о русской литературе, скажем так.
Данный претендер назвал три фамилии - Солженицын, Бродский, Лимонов. И объяснил, что там к чему. Какими способами они изображали литераторов, и что из этого получилось. Объяснил открытым текстом, причем, насколько я знаком с биографиями этих людей, очень близко к правде.
Претендеры (согласно его тексту) воспринимают жизнь и историю как шахматную партию. Делают ходы. На публике. Добиваясь таким образом известности, достатка, этсетера, этсетера. А что они там ... э ... «пишут» ... - имеет лишь косвенное значение. Да и кто их читал! (Про литературные опусы Лимонова, к примеру, массовый не-читатель знает, что в одном из них описывается, как автор опуса сосал хуй негру под мостом в Бруклине. Это забавно, но Лимонов, если верить его «лирическому герою» в Бруклине был от силы два раза в жизни, один раз на пляже с компанией, и второй раз к девушке ездил. Помимо этого, в самом Бруклине нет мостов, под которыми можно кому-то сосать хуй, чтобы никто не видел).
Видно, что данный культовый претендер всех троих презирает - Лимонова меньше, Солженицына и Бродского больше. Но - не осуждает их «игру», а, наоборот, считает, что «так надо».
И что в «сегодняшнем мире» по-другому нельзя - да и не нужно, да и никогда не было нужно. Главное - как себя представить. А что ты там сочиняешь, рисуешь, строишь - дело десятое.
А, пардон, ГДЕ в этом раскладе место Всевышнему? Главному ценителю, Первому читателю, слушателю, зрителю?
А нету. Большинство претендеров - убежденные атеисты.
И в связи с этим все, что они делают - обыкновенный фейк. Фейковая живопись, фейковая литература, фейковая музыка, фейковая архитектура, и фейковые фундаментальные исследования.
Соответственно - фейковая известность, фейковые премии.
Искусство, падчерица религии, тонет в этом океане фейка. Становится незаметным. И невостребованным.
Искусство не терпит цинизма, ибо «прекрасное должно быть величаво», а в цинизме величавости нет, а есть - ханжество и поза.
В связи с «днем Бродского» я что-то прочел, тут и там, какие-то статьи и воспоминания, и неожиданно наткнулся на цитату. Оказывается, когда Бродского судили за тунеядство (что, между прочим, мерзость и свинство - ну а чего еще ждать от власти, тем более - советской власти), Анна Ахматова сказала - «Какую биографию делают нашему рыжему!»
О, бля, какая фраза-то!
Претендеры ценят такие вещи. «Как это выглядит». В глазах публики.
Какая биография у Шекспира? Никакая. Ничего неизвестно. Двести лет опусы считались в Англии бросовыми - пока их вдруг немецкие романтики не «открыли». И всё. Родился, был крещен, женился, ставил пьесы, ушел в отставку. А нет - еще добился, чтобы его отцу дали дворянский титул, и стал таким образом «дворянин во втором поколении».
А у Александра Островского? Тоже, собственно, никакая. Жил себе в Москве, писал пьесы. Режиссеры и актеры временами портили ему кровь. ВСЁ.
У Рембрандта? Самоучка, более или менее, был некоторое время успешен, потом обнищал. Дважды женат, второй раз неофициально.
У Верди? В молодости семейная трагедия, потом долгая жизнь, успешная карьера композитора.
Ничего особенного.
Пушкин - да, пару раз ссылали, неудачно женился, погиб на дуэли. НИКОГДА не изображал поэта, поскольку был поэт - зачем же еще и изображать.
Джон Сингер Сарджент не носил берет.
Чайковский - тяготился всю жизнь своей сексуальной ориентацией. Вдохновенного компизитора не изображал, поскольку им являлся на самом деле.
Ну и так далее.
А вот насчет таланта. Был ли у Солженицына талант? Да, был. Это я вам как знаток литературы говорю. Был, до определенного момента. До тех пор, пока он не начал изображать - не то великого литератора, не то политика.
А у Бродского? Тоже самое. Был. До определенного момента. Если из «Мексиканского танго» убрать режущее слух «иль» - прелестная вещь. И «Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево» - да, поэзия.
После чего, как язвит в интервью Лев Наврозов - «В 1970-е годы из СССР уехало 300 000 человек. И никто из них не написал прощальное письмо Бреженву - кроме Бродского». И все, нет поэзии.
Лимонов искрил талантливостью - в период, когда обитался в Нью-Йорке и Париже. Потом занялся политикой, и - новые его книги стало скучно читать.
Претендеры очень любят слово «проект».
Tags: другие люди, искусство, литература, самореализация, современность, социум, сырой фарш вместо мозга, талант
Subscribe

  • о поэтической и земной славе

    Слава, как кошка приходит И ложится на глаженые Простыни. А простыни моего разума Смяты Их перестирать надо. Развесить на чистую просушку, может…

  • Chris Rea "And You My Love"

    Холсты Мир полон пустых холстов, Сон полон нежности и стихов, А ежедневник пуст… Нет для других моих чувств. Продолжаю свою новую рубрику…

  • Chris Rea ~ I Just Wanna Be With You

    *** Прохладные губы воспоминаний Коснулись в ночи лица. Прохладные губы, которых Забыть не хочу до конца. Но время стирает контур, Оставляя в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments