тысячи композиторов мира страдали так, как гениям и не снилось, я думаю, судьбы там похлеще, чем у Бетховена найдутся, но они не написали ничего гениального. Это связано не напрямую.
Хочу быть Мендельсоном
Женя Декина из ФБ
Вчера в 10:37 ·
Это рассказ о самоубийстве, и в нем есть один абзац, написанный мной для того, чтобы не сделать - надо было успокоиться как-то, и мозг подкинул Сократа, который зафиксировал, и типа надо мне тоже, чтоб хоть не зря. А потом, когда рождался рассказ, и я отдала этот абзац персонажу, я думала: "Е-мое, пережить столько боли, такие страдания ради этого сраного абзаца? Это вот ваше искусство? Собственным мясом писать то, что никто все равно не читает?". Нет, так не должно быть. Искусство - пространство радости. И вспоминала как мой бывший муж весь ВГИК донимал вопросом: "А ты бы согласился пройти лагеря, чтоб писать как Шаламов?". Я и тогда была не согласна, но суть в том, что вопрос так не стоит. Ты просто проходишь лагеря. И ты не выбираешь, как тебе относиться к ситуации. Не выбираешь, страдать тебе или нет, ты просто страдаешь. И страдаешь ты всегда зря (ну если ты не мазохист, конечно). И ты живешь в этом ужасе, и тебе хочется как-то эту боль оправдать, сделать мир осмысленным, и ты говоришь себе - зато я теперь понял, зато я вот, написал мощное, это для этого было мне дано страдание. Нет. Это ты потом слепил из своей отработанной боли абзац - если ваш участок оказался пустыней со змеями, начните делать ремни из змеиной кожи. Это я к тому, что у нас, литераторов, модно романтизировать страдание, и вроде как чем больше страдаешь, тем гениальнее. И надо нарываться посильнее и побольнее. Нет, ребята, увы, но так оно не работает.