galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Цветаева и вокруг нее

Ловцы хайпа
Фейки бывают разными. Ошибки с изображениями — плохо, но так же легко подхватываются и тиражируются вещи «идеологические», те что формируют не лучшее отношение к личности.

Популярные имена — подъемный механизм для медийных рейтингов. Ажиотаж, шумиха, лайки, прирост аудитории. Средства не важны, истина не интересна. Имена из прошлого ценны вдвойне: в суд не подадут, ложь не опровергнут.

Цветаева и тут ярчайший пример. Атаковать ее особенно соблазнительно. Открытость и искренность рукописей зашкаливают («Что со мной будет — то будет и в тетради»). А это чревато как при жизни, так и в посмертном.

Относительно Марины Цветаевой есть набор тем, притягивающих ловцов хайпа: материнство, личная жизнь, отъезд из России, самоубийство…В интернете на них колоссальный запрос, и от того, что человек в итоге услышит/увидит, зависит, в какую сторону пойдет — к поэту или от него.

«Как Цветаева убила свою дочь и была затравлена собственным сыном», «Шокирующая история бессердечной матери и поэтессы» — материалы с подобными заголовками перепечатываются, собирают множество комментариев под градусом агрессии (обвинения, проклятия, отказ читать «хорошую поэзию плохого человека»).

Можно называть Сеть глобальной свалкой и декларировать принцип «Не снисхожу». Однако, хотим мы того или нет, в ней в значительной степени формируются общественное мнение и информационная повестка, особенно молодежи. Вирус распространяется и вот уже новый уровень — ТВ, самое главное СМИ для жителей России (ежедневно его смотрят 69% населения, в таком же режиме интернет — 60%).

В марте 2019 года Первый канал выпустил программу «Живая жизнь», посвященную Марине Цветаевой. Получилось беспрецедентно: такого массового по охвату аудитории судилища еще не было. Плохая мать, дурная жена… — свободные в слове журналисты высказались. Но вопрос, где черпали знания, если экспертам из московского Дома-музея поэта не хватило двух часов, чтобы рассказать о допущенных в передаче ошибках? Заметьте: не представить свое видение сложной судьбы, а элементарно, в формате построчного опровержения, исправить ляпы, на которых создатели программы строили доказательную базу.
Мелким шрифтом — в вечность
Ровно век назад, в 1919-м, Марина Цветаева создала знаменитое «Тебе — через сто лет» — обращение к тому, кто придет и услышит. И тогда же подытожила: «Стихи написаны — он будет».
Мы пришли. Но слушаем часто не поэта и смотрим в глаза чужих портретов.

При чем здесь Цветаева? Ни при чем. Предугадать диагнозы будущего сложно даже гению с сильным, как у нее, чувством судьбы. Но и при чем. Безмерность в мире мер всегда «виновата» в интересе к себе. В разное время у него разные приоритеты, однако знаменатель один.

Последняя прижизненная книга Цветаевой на родине вышла в 1922 году. За 17 лет вынужденной эмиграции читатель это имя забыл. Возвращение ничего не изменило — подготовленный сборник «зарезала» советская критика. Понадобилось еще 17 лет, чтобы стихи начали печатать в СССР. В 1957-м на одну из первых публикаций отозвался журнал «Крокодил». Большим фельетоном Ивана Рябова. После череды претензий в духе соцреализама автор вывел: место Цветаевой «на русском Парнасе весьма скромное».

Надо отдать должное писательскому цеху — отреагировали, потребовали извинений. Лидия Чуковская, в частности, сказала: «Поэзии Марины Цветаевой принадлежит будущее; что же касается Рябова, то если он и войдет в память потомков, то лишь как один из хулителей великого поэта: где-нибудь на задворках, мелким шрифтом, в примечаниях к Полному Собранию Сочинений Марины Цветаевой будет упомянута его нынешняя постыдная статья».

Минуло 60 лет. Понимаем, что так и получается. А учитывая, что полного собрания сочинений еще нет, мелким шрифтом в примечания может вписаться не только фельетонист «Крокодила».
https://iq.hse.ru/news/299487660.html?fbclid=IwAR2INsUJfLXNKu9vggrf_HLxn8Zmr66AAJHd31ZvuD6c8P0CYXS8Zl5ewUE
Tags: женский клуб, жизнь, литература, современность, социум, талант, трагизм
Subscribe

  • дебаты о "в" или "из"

    увы это не наша земля, её у нас отняли воры, которые в третьем риме сидят. "все дороги ведут в рим"! Или если исторически то "из рима ведут все…

  • Григорий Померанц о грядущем

    "...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели…

  • В космосе СТЕРЕОПОЛИНА

    СТЕРЕОПОЛИНА - абсолюно прекрасная , гениальная, изумительная. просто потрясающий композитор( вот не люблю феминитивы на -ка, а как лучше не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments