По-своему очень сильный материал. Александр Дугин доступно и содержательно рассказывает о модели театральности в античной философии и антропологии.
Но дальше происходит экстраполяция античной концепции театра на театральную современность, и поскольку Дугин - не специалист и даже не "захожанин" в театре, то здесь разворачивается крайне утопичный идеализм, попытка часто откровенно бесплодного проектирования театральной реальности. Все-таки пророки новой театральности Арто и Гротовский в своем желании вернуться в ритуал, опирались на реальное знание театра. Здесь - весьма условное представление о нуждах современной сцены. Скажем, невозможно же сегодня опираться только на культуру античного полиса. Да, все верно, как сказал Лосев, вся европейская культура - это только комментарий к Платону. Но все же сегодняшняя культура в той же степени опирается и на христианскую, и на индуистскую, и на иудейскую философию, и мы тут видим противоречивость, ершистость некоторых положений, которые верны только с одной точки зрения. Равно, как и самое главное противоречие: находясь на сцене Художественного театра, саморазоблачительно говорить о недопустимости жизнеподобного театра, отображающего повседневность, все-таки - это не единственная, но существенная часть инноваций основателей МХТ. Понятно ведь, что психологический театр вступает в острый клинч с положениями античности, с жанром трагедии.
Дугин очень прав, что театр не отражает реальность, а формулирует ее, пытается спроектировать будущее. Правда, всякий раз думаешь о крахе социалистического реализма, который пытался возродить это в XX веке. Так и Дугин пытается проектировать, ввернув в финале мысль о том, что избавление от постмодерна в театре - это возврат в доэсхиловское представление о театре, где еще протагонист не выделился из хора, где основным действующим лицом является хор. Вот это возвращение хорового начала - конечно, абсолютная утопия, вираж непрактической мысли. Хотя, честно говоря, я очень порадовался: утопизма в нашем театре не так уж и много сегодня. Прагматика начинает и выигрывает.
Можно найти и другие противоречия. У Дугина тут прекрасная мысль, что античный актер - это обретение личности. Маска, личина, персона - это индивидуальность, выдвинувшаяся над хором. Идея актера в театра - это идея лучшего, идеального человека. Действенность актера и его героя - это призыв так же поступать в реальности. В таком случае идея возвращения хора оказывается дискредитацией личностного начала.
Александр Дугин открыл курс лекций во МХАТ - "Антропология и онтология театра" Введение, 05.10.2019: о сакральной роли театра, функциях Маски и трансформация...