galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Театр как школа активизма

Сегодня был счастливый день. Защитился мой первый курс завлитов в Школе Геннадия Дадамяна. Это стало финалом двухгодичных курсов повышения квалификации для уже работающих в театре специалистов. Завлиты прошли через массу педагогов, мы говорили о классической модели разнообразного театра и о современной ситуации, говорили о теории драмы и практике разбора драматических текстов, писали статьи, говорили о проектной деятельности.
Финалом стала защита самостоятельных художественных проектов - презентация и питчинг.
Эрик Норбу из Тувинского национального театра имени Виктора Кок-оола поражал нас все это время своей болью за национальную культуру, смелостью и пониманием необходимости перемен. В одной из курсовых работ он рассказал о постановке "Кориолана" в Кызыле, что это была четвертая пьеса Уильяма Шекспира, переведенная на тувинский язык, и как этот, казалось бы, запоздалый перевод влияет на его (языка) развитие. Язык - из-за редкого использования - теряет метафору, сложность - и Шекспир из далеких веков, впервые переведенный, оказывает влияние своей ренессансной пышностью и тем, что едва ли впервые показывает героя, о котором невозможно определенно сказать, "за зло" он или "за добро". Это тоже оказывается испытанием для публики.
Эрик предложил проект первого вербатима в Тыве - спектакль о своем родном селе Дус-Даг на границе с Монголией, колыбели тувинской словесности. Деревня находится в большом отдалении от городов и цивилизации, как и сама Тыва. Фактически нет дорог, нет промышленности, убыточно даже скотоводство. Нет АЗС, нет интернета, нет аптеки. Такой спектакль мог бы заявить на федеральном уровне об умирании села, дать голос тем, кого обычно не слышно в мире медиа.
Алена Карцева из Тулы рассказала о театральном проекте (возможно, спектакль-выставка) в жанре мокьюментори - о феномене Тульского моря. Это своеобразный ответ новосибирской монстрации - несколько лет назад в интернете развернулась шуточная пародийная борьба за обустройства моря под Тулой. Это была спонтанная реакция населения на безводность, "пешеходность" и дисциплинарность жизни в Туле, ее подчиненности заводской жизни, ее ориентации на бренд оружия и милитаризма, на брутальность оборонного сознания туляков. Социальная активность приобретала веселый, творческий характер, производство мемов и сувенирной продукции. Это потрясающий опыт самоорганизации сообщества, попытки "брендирования" локуса не сверху, а снизу.
У завлита Хакасского русского театра Марии Бекк - проект лаборатории по неформатной, "странной" драматургии, и такого в самом деле нигде в России больше нет. Пьесы будущего, пьесы, ломающие традиционные представления о теории и технике драмы, будут представлены в лабораторном формате внутри традиционного репертуарного театра.
Руслана Комиссарова дала серьезный философско-психологический контекст к постановке в своем Рязанском театре драмы вольной интерпретации для взрослого зрителя сказки Коллоди "Пиноккио" итальянским режиссером Луизой Гуарро. Не взирая на темы смерти, движения к небытию, травматичной социализации, психоаналитической повестки, спектакль получился очень зрительским, позволил расширить горизонты актерского опыта для труппы традиционного театра.
Анастасия Чернышева разработала проект арт-кафе для зеленоградского театра "Ведогонь", который сейчас расширяется после ремонта. Арт-кафе - место притяжения публики, рекрутинг нового зрителя, разнообразие жанров художественных встреч, попытка демифологизировать театральное пространство - кафе открыто целый день. Цель "Ведогони" - создать художественное пространство внутри города, а не в манящей пестрым разнообразием близлежащей Москве, удержать жителя, создать событие в своем городском пространстве, дать зрителю возможности соучастия.
У Натальи Ивацик из Хабаровского ТЮЗа проект синтеза между театром и краеведческим музеем, где хранится скелет огромного кита-финвала. Кит старше, чем Хабаровск и все его жители, он формирует чувство вечности и привязки к местности, он константа и якорь. Современные мультимедийные, перформативные технологии, средства театра кукол позволят создать точку соприкосновения архаики и современности, а также выведут театр на улицу - так как в Хабаровске кит виден с улицы через объемные окна.
У Нинель Махмурян, завлита ТЮЗа из Нягани (Ханты-Мансийский АО), - долгосрочный проект приведения в округ технологии класс-акт. Дети старшего возраста пишут свои первые пьесы под руководством тьютора, которые затем обязательно доводятся до постановки (хотя бы одноразовой, но были случаи и репертуарного формата). Причем удалось создать оригинальный жанр, где дети с ограничениями здоровья работают в тандемах с волонтерами из круга зрителей, где на уровне творчества реализуется идея взаимопомощи. Так механизм театра позволяет дать внимание к творческой жизни, возможности реализации, взаимного интереса, вовлеченности к театральную жизнь, которая кажется недоступной, социальной адаптации. Механизм театра позволяет почувствовать себя человеком, принимающим ответственные художественные решения и видящим результат. Театр компенсирует недостаток внимания. Няганский театр задумывается и о применении такого опыта со взрослыми.

Завлит - это якорь современного театра. Практическая розыскная экспертная работа позволяет сделать театроведение частью театрального производства, сделать утопию возможной. В человеке современного российского театра сегодня можно заметить много прекрасно идеалистического: веру в то, что театр может служить идеальным инструментом для гуманизации, гармонизации, оптимизации, коммуникативности современного общества. Это какая-то школа активизма, где существенной частью работы становится обеспечение театрального действия философским культурологическим обоснованием.

Благодарю Школу Геннадия Дадамяна, Ольгу и Олега Лабозиных, за доверие и поддержку. Скоро набираем новый курс!
Из ФБ Павел Руднев
Tags: построение будущего, режиссер, современность, социум, страна моя, театр
Subscribe

  • Chris Rea "And You My Love"

    Холсты Мир полон пустых холстов, Сон полон нежности и стихов, А ежедневник пуст… Нет для других моих чувств. Продолжаю свою новую рубрику…

  • Chris Rea ~ I Just Wanna Be With You

    *** Прохладные губы воспоминаний Коснулись в ночи лица. Прохладные губы, которых Забыть не хочу до конца. Но время стирает контур, Оставляя в…

  • Творческое одиночество

    здесь эта звезда будет сиять вечно, а в реальности нет. А в реальности я слушаю Эдит Пиаф и плачу в холодной пустоте. Единственное тепло - остались…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments