galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Цветок стиля

Ничего меня так не бесило и не раздражало в японской культуре вообще и словесности в частности как театр Но.

«Адское средневековье», «китайская грамота», «набор непонятных символов» - я размышляла приблизительно в таких категориях. Читать Дзэами в переводах было пыткой, а само название его главного трактата «Предание о цветке стиля» казалось высшей формой пафоса.

Недавно мне попалась цитата из Дзэами, и я вновь обратилась к ненавистному тексту моей юности.

Я опять споткнулась о название и даже поймала себя на мысли, что испытываю форменную неловкость. Какой такой цветок? Почему Дзэами с таким упорством называет «актерское очарование» и «талант» цветком (о кавычках речи в данном случае, конечно же, не идет). Что за средневековая сентиментальность? Зачем придерживаться именно этого слова, сделав его практически термином? Разве не проще оперировать словом «талант» или «очарование»?

Так вот не проще. Попробуйте объяснить слово «очарование» своему оппоненту. Будет ли ему понятно, что именно вы имеете в виду? Ну и главный аргумент — "можно ли пощупать это ваше очарование"?

А цветок — совсем другое дело. Все видели цветок, срывали, держали в руках, нюхали, растили, поддерживали в нем жизнь, губили в конце концов.

То что я принимала за какую-то гипертрофированную сентиментальность, украшательство и манерность на самом деле оказалось простотой и универсальностью в чистом виде. Вот вам и загадочность Средневекового Востока.
Ну и спасибо Эриху Фромму за напоминание, что все мы когда-то владели универсальным языком, который напрочь забыли, потонув во вторичных символах и смыслах.

Веером
Придётся измерить!
Вот так пион


扇にて尺とらせる牡丹かな
О:ги-ни тэ/ сяку торасэру/ботан кана

Кобаяси Исса

https://haikudaily.livejournal.com/16022.html
Tags: артист, лингвистика, литература, театр, языковая личность, японский язык
Subscribe

  • Янис Грантс, поэт из Челябинска

    Стихотворение Яниса ГРАНТСА (2018) МЕХАНИЗМ щупая красное дерево материнства, бредишь расточительностью: тщетный художник, загримированный под…

  • Космогония новейшей скульптуры

    Когда я пришла на большую выставку РСХИ в уфимскую центральную художественную галерею (Революционная, 34), то сразу прошла в самый дальний зал и…

  • Восьмидесятые. Михаил Гундарин

    ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ Изображу ль фонарики ночные, на бледных скулах брызги ледяные, и заплутавший, пьяный в дым патруль. Осенней ночью город умирает, из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments