ВОРОНКИ, ИЗМЕНИВШИЕ РЕЛЬЕФ РАЗУМА
Являясь человеком читающим, и читающим много, часто отвечаю на вопросы разных людей: «Что почитать?». В последние годы среди рекомендаций, которые у меня возникают обычно применительно к особенностям человека, который спросил, всегда фигурирует «Обитель» Захара Прилепина. Попробую объяснить, почему я так выделяю этот роман.
Как то зимой, разговаривая с бирским поэтом Игорем Губеевым, отвечая на вопросы о себе, о творчестве, о формировании своего мышления – я коснулась своего детстве, своих корней и предков, некоторые истории про своих дедов-прадедов поведала. Потом в ходе длинной беседы, которая делала причудливые и закономерные зигзаги в сторону русского рока, реалий жизни в глубинки, добрались и до русской литературы вообще. Мой собеседник стал вздыхать по поводу неудовлетворительного стиля и качества, попадающихся ему современных книг и спрашивать, что я сама-то читаю. И немедленно с телефона для Игоря был зачитан для затравки отрывок из начала «Обители» Захара Прилепина. И ошеломленный Губеев сказал: «Но это же про то, что вы про себя, про своих родичей рассказывали». Да. Захар Прилепин – это про меня и моих дедов, про то, как то далекое время впиталась в нас и каким оно осознается сейчас. Здесь, в «Обители», с отдаленной точки производится сборка и триангуляция. А «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова – это репортаж людей из воронки, контуженных непосредственно упавшей на них бомбой. Но время идет, и мы знаем теперь, что этих воронок были тысячи и они изменили рельеф даже нашего разума, разума внуков и наследников. Что не учитывать невозможно, а Солженицын и Шаламов в своих произведениях этой «корректировки огня» дать не могли, не дожили, да и художники они были другие, я бы сравнила их с Босхом и Гойей, а прилепинскую «Обитель» с Питером Брейгелем. Музыка вечности и неизменности противоречивых мотивов человеческого желания «быть хорошим и жить хорошо». Про те моменты истории, когда эти требования взаимно уничтожают друг друга. Жить хорошо всем или только тебе лично? Быть хорошим по каким стандартам – божьим или человеческого окружения? Такое прорастание тем через прошлое нашей страны, через прошлое каждой семьи в настоящее.
https://www.istokirb.ru/news/voronki-izmenivshie-relef-razuma/