у Фоссе есть стихотворение 2009 года – «Кое-что об актере», в котором он описывает актера, на наш взгляд, с точки зрения перформативности и мистичности одномоментно.
« Кое-что об актере
В том что движется
как жизнь
всегда в открытом движении
это что-то тихое
и тяжелое
как сама жизнь
тяжелая Для некоторых
жизнь становится слишком легкой
и в то же время слишком тяжелой
и они выходят из того что происходит
и стоят там
нервно
и стыдливо
и не знают, что сказать
им нечего сказать
и поэтому нужно что-то сказать Они двигаются вперед
шагами легкими и прямыми как ветер
они двигаются вперед
и они стоят там
отягощенные собой
в свете друг друга
пока стыд
развеивается
и становится легким как ангел собаки
и затем крылья ангела распахиваются
и окружают их
И тогда это произносится»[41].
Для Фоссе актер – это человек, постоянно совершающий некий акт, постоянно находящийся в движении. Актер Фоссе не перевоплощается и не воплощает, как этого требует перформативная эстетика. Каждый актер несет на себе бремя своей жизни. Каждый «отягощен собой» – то есть актер всегда он сам. И при этом, актер – это медиум, на которого снисходит нечто «ангельское» и только тогда он может говорить. То есть в «театре» Фоссе актер – это проводник некой высшей энергии, появляющейся в молчании между совершающимися актами – будь то произнесение текста или движение. Очевидно, что в такой символистско-перформативной системе излишний натурализм и житейская логика – элементы чуждые, и могут привести к упрощению тот театр, который заложен норвежским драматургом в свои пьесы.