galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Орнаменты как карта памяти

https://designbd.ru/article/i-intervyu-lyubov-tepcova/
интервью с Любой Тепцовой, в котором поговорил о русских (а на самом деле транснациональных) орнаментах, а также важной роли традиции в актуальном искусстве и современной моде.
Люба Тепцова: Я самоучка и рисую, сколько себя помню.
Но в детстве меня отдали в музыкалку, за что огромное спасибо моим родителям - мой мозг оказался навсегда "оцифрован" музыкальной логикой. Думаю, это был поворотный момент. Потом филология в СПБГУ, где даже стены учат, и заочное искусствоведение в Академии Художеств им. Репина. Классического художественного образования я так и не получила, и в этом есть свой плюс: ничто не отвлекает меня от главного - от моих крестиков и ромбиков. Оглядываясь назад, я понимаю, что это была идеальная образовательная траектория: мой художественный стиль стал моей философией - эдакий синтез жанров, перекрёсток дисциплин.

Конечно, Орнаменты появились не сразу. Были эксперименты с маслом, графика, акварельные пейзажи и многое другое. А потом случился какой-то инсайт. В один день, в один час я вдруг решила, что буду рисовать и изучать только Орнаменты. С тех пор меня не отпускает.
Орнамент ближе к живописи или науке? Это красивый набор образов или таблица символов? В общем, это психоделическая картина или множество Бенуа Мандельброта?
Я думаю, что как раз ровно посередине. И вся эта история с фракталами, сравнительно молодая, по сравнению с искусством Орнамента, сильно укрепляет меня в моей вере.

Если в живописи, по сути, нет канонов и каждый волен класть мазки на холст как ему угодно (сегодня, кстати, многие злоупотребляют этой свободой), то орнамент не может существовать без строгого соблюдения определенных закономерностей. Орнамент как явление универсален и проникает в десятки самых разных научных областей, от психологии до физики. При этом Орнамент остается прежде всего художественным, образным языком, не чуждым импровизации и фантазии. Здесь налицо удивительный синтез искусства и науки. Меня это просто сводит с ума.

В чем главная разница орнамента сейчас и тогда? Тогда это был быт и понятный язык, а сейчас экзотика и забытый алфавит?
Совершенно верно, главная разница в том, что Орнамент в нашей народной культуре всегда был чи-та-е-мым языком, понятным целому сообществу, то есть инструментом для передачи мифологической, исторической, календарной, личной и какой ещё угодно информации. Наши прабабушки точно знали, кому и зачем и с какими помыслами вышита каждая рубаха в их сундуке. Именно это знание, обязательно переданное через несколько поколений, само по себе уже придавало вещам "обереговый эффект". Психосоматика и накопительный эффект в действии! Но ХХ век всё смешал. Орнамент потерял свою сакральную функцию метаязыка, и стал чисто декоративным приемом. Удивительно, как быстро это произошло… Всего каких-то 100 лет и мы как слепые котята в темноте, не знаем, к какой субкультуре, стилю одежды или духовному гуру себя отнести, выбор только растет, а вместе с ним и общий невроз. А ведь нам просто генетически, буквально биологически необходимо питать себя именно из традиционной культуры, которой тысячи лет. Я не шучу, это чистая прагматика, никакой патриотической лирики. Но об этом можно часами...

Может быть, тогда стоит наполнить старую форму свежим содержанием? Сериалами, современной музыкой, компьютерными играми и соц. сетями? Чтобы сделаться понятней и ближе к людям? Делать орнаменты из узнаваемых эмодзи и лого …

Думаю, что как раз наоборот. Надо обязательно создавать новую форму, и твоя идея с цифровыми символами – это один из вариантов, такой стилистический прием, заточенный под определённую аудиторию. А вот содержание этой новой формы должно оставаться коренным, традиционным. Потому что оно целебное, на мой взгляд. И самое важное - та сознательная составляющая, которая была утеряна в ХХ веке. Вот эти три элемента - новая форма, старый смысл и знание этого смысла - как залог успеха, формула обновления традиции. Я практикую именно этот подход. Я создаю личные орнаменты, похожие на народные, или совершенно в иной стилистике, и наделяю их смыслом, который понятен и приятен этому человеку, смыслом, который я черпаю во всем богатстве нашей народной культуры. Такие вещи хочется хранить, передавать по наследству, красота узора всегда радует глаз, а знание смысла только усиливает эффект. Через 30-40 лет у ваших внуков появится обереговая рубашка прабабушки, созданная скорее вашим воображением, чем моими руками… новая народная одежда.

По сути, любой объект с орнаментом — уже арт-объект.

Перечисли семантические основы, которыми ты оперируешь в начале пути, приступая к работе. Что ты любишь больше всего ? Снежинки? Спиральки? Треугольники? Геометрию или молекулярную физику и химию? Что служит фундаментом в работе? И это всегда ручной труд? Нецифровой?
Когда я приступаю к работе над орнаментом, я всегда сперва воспринимаю неявный, смутный образ. Вывести такое на бумагу можно только руками. Получается такой вид издалека, очень общая композиция и основные акценты. Потом я рисую еще 2-3 варианта, чтобы у заказчика был выбор, но в 9 случаях из 10 мы выбираем первый образ. Это уже проверено годами. Удивительный факт.

Затем я наполняю родившуюся форму смыслом. Здесь я в первую очередь обращаюсь к ритуальным вышивкам Русского Севера. Уже доказано, что именно эти вышивки сохранили наибольшее количество архаичных, древнейших сюжетов. Дева с птицами на руках, или дерево с цветами - это все не просто фантазия художника, это глубочайшие символы, архетипы, родные нашему подсознанию.

Есть удивительное исследование, согласно которому на каждый период в году у крестьян русского севера были свои узоры. То есть были узоры для песен плодородия и узоры, сопровождавшие рождение новой жизни, узоры максимальной активности и узоры покоя. Например, костюм женщины на протяжении первого года после свадьбы (подразумевается первая беременность) был сплошь украшен вышивками только из периода плодородия. Мне нравятся эти тонкие связи и древние метафоры, я вижу в них много смысла.

Но мне и этого мало, мне кажется ценным сегодня напоминать людям о значении древнерусских букв, о простых народных пословицах. Меня вдохновляют емкие и ритмичные заговоры, так же сильно как некоторые математические теоремы, которые не противоречат этим заговорам, а скорее подтверждают их действенность. А теория симметрии кристаллов -так это просто бомба! буквально, справочник смыслов.
Орнамент может исцелять? С его помощью можно колдовать? Им можно приворожить? Им можно защитить?
Для такого важного дела одного орнамента мало, нужен комплексный подход.

Я полагаю, что орнамент может вести себя как карта памяти. Ваша вера в него и ваше удовольствие от его разглядывания накапливаются в узоре. Чем чаще вы на него смотрите, тем более «целебным» он становится.

Мне не нравится слово "оберег", оно вводит в заблуждение. Я сторонник теории, что мы сами несем ответственность за каждую секунду нашей жизни и ничто не может нас уберечь от ударов, предназначенных судьбою для нашего собственного развития. При этом я верю в силу мысли. Она вполне материальна и есть очень интересные научные эксперименты на эту тему. Вообще, любопытно наблюдать как некоторые древние понятия, еще сто лет назад попадавшие в категорию средневекового бреда, сегодня возвращаются в научную среду. Например, эфир как тончайшая невесомая материя.
Чем ты вдохновляешься в работе? Какими художниками или музыкантами? Учеными и артистами? От чего хочется творить?
Есть такая молодая наука – дизайн человека. Согласно этой системе сфера моих интересов безгранична и я могу вдохновиться чем угодно. Это действительно так. Меня может "накрыть" в любой момент. Сухая трава на снегу или Малявин в Русском музее, ночной Петербург в июне или песня группы КИНО...даже пешеходы в метро могут на секунду выстроиться в узор, который я тут же нацарапаю на салфетке и понесу домой как зеницу ока. У Циалковского есть потрясающая статья "Воля вселенной", очень меня вдохновляет. Она как раз о том, о чем орнамент, о космической логике. Очень тонкая философия.
Tags: искусство, красота, облик, образование образов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments