galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Урсула Ле Гуин. "О тех, кто не читает научную фантастику"

эссе - часть предисловия к "A fisher of the inland sea"
Свести человечество только к производителям и потребителям сложной промышленной технологии – действительно странная идея, в том же ряду, что ограничить человечество только греками, или китайцами, или англичанами среднего класса. Многовато получается исключений.
Однако вся литература неизбежно исключает большинство людей. Литература, сосредоточенная на сложной технологии, может с полным основанием исключать – скажем так – по-иному технологичных, так же как книга о любовных приключениях обеспеченных жителей пригорода может игнорировать городскую бедноту, а книга, в центре которой внутренний мир мужчины, может молчать о женщинах. Однако из этих умолчаний можно вывести утверждение, что технологическое преимущество означает главенство, или что белый средний класс – это общество и есть, или что только мужчины заслуживают того, чтобы о них писали. Этические и политические утверждения, которые следуют из этих умолчаний, оправданы в той степени, в которой автор их сознает (в той мере, в которой это позволяет культура писателя). В конечном итоге это сводится к принятию ответственности. Отказ от авторской ответственности, намеренная недобросовестность – это элитизм, и он обедняет любой жанр литературы, и реализм в том числе.
Я не согласна с утверждением, что используя образы и метафоры из других миров, космических полетов, будущего, вымышленных технологий, социумов или существ, НФ убегает от потребностей нашей жизни. Эти образы и метафоры, применяемые серьезным писателем – это образы и метафоры нашей жизни, полноправные романные, символические пути выражения того, что иным путем нельзя было высказать о нас, о наших существованиях и выборах, здесь и сейчас. НФ лишь расширяет это «здесь и сейчас».
Что вам кажется интересным? Для некоторых людей интересны только другие люди. Некоторым нет никакого дела до деревьев, рыб, звёзд, того, почему небо голубое или как устроен двигатель; они сосредоточены исключительно на человеке (что часто поощряется религией); так что скорее всего им не понравится наука или НФ. Как и вся наука за исключением антропологии, психологии и медицины, НФ не сосредоточена исключительно на человеке. Она включает и других существ, иные аспекты бытия. Она может описывать отношения между людьми – великую тему реализма – но может описывать отношения человека с чем-то еще, другим видом жизни, идеей, машиной, опытом, обществом.
И наконец, некоторые говорили мне, что они избегают НФ, потому что она депрессивна. Это вполне понятно, если они случайно наткнулись на пласт тревожных постапокалиптичных историй, или кучку странных личностей, пытающихся превзойти друг друга в тоскливом нытье, или получили передозировку ширпотребного метал-панк-виртуал-нуара. Но, как мне кажется, обвинение чаще отражает боязливость или уныние собственного разума читателя: недоверие к изменениям, недоверие к воображению. Многих людей действительно пугает и вгоняет в депрессию, если им приходится думать о чем-то, с чем они не знакомы близко; их пугает потеря контроля. Если это не касается вещей, с которыми они уже знакомы, они не станут это читать, если это другого цвета, они его возненавидят, если это не Макдональс, они не станут там есть. Они не хотят знать, что мир существовал до них, что он больше, чем они, и будет существовать после них. Они не любят историю. Они не любят НФ. Что ж, пусть едят в Макдональдсе и будут счастливы на небесах.

https://fem-books.livejournal.com/1554536.html
Tags: жизнь, литература, фантастика
Subscribe

  • эмоциональное переедание и обесчувствливание

    То, что эмоциональное переедание саморазрушительно, знает любой эмоционально переедающий, и все-таки это не останавливает. Слова "нужно себя любить"…

  • Про "актуальную поэзию"

    Как определить сущность "актуальной поэзии"? Думаю, здесь замешаны не только новая тематика или новое видение старых тем, как постулирует,…

  • Янис Грантс, поэт из Челябинска

    Стихотворение Яниса ГРАНТСА (2018) МЕХАНИЗМ щупая красное дерево материнства, бредишь расточительностью: тщетный художник, загримированный под…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments