время, когда задачей фантастики было по преимуществу придумывание невероятных идей, по-моему, прошло. В наше время на первый план выходит анализ социальных последствий той или иной идеи. У Старобинец анализ и моделирование даны со всей возможной детальностью.
Это тот редкий случай, когда условность персонажей (внешность едва намечена, характеры не очень ясны) совершенно не портит историю и оказывается уместной: внешность неважна, потому что тела они всё равно меняют; характеры складываются из бытовых и поведенческих привычек, но в мире героев всё виртуальное и ненастоящее. Как ни странно, достоверности истории это ничуть не вредит - достоверность достигнута другими средствами.
Про Старобинец точно нельзя сказать, что она не знает современной реальности и не интересуется ею: мир будущего обыгрывает модели поведения в соцсетях. У них даже серый цвет называется "инвизибл", а красный - "занят". С чрезвычайным искусством автор раскрывает нам устройство этого мира постепенно, не разъясняя всех подробностей с ходу. Получается чрезвычайно смешно и грустно, а сюжет, при безупречной внутренней логике, ошеломляет неожиданными поворотами.
https://steblya-kam.livejournal.com/269276.html
https://steblya-kam.livejournal.com/269276.html
никакой проповеди про то, как хорошо было в старом высокодуховном мире семейных ценностей, не будет...
Финал открытый - для взрослого читателя, который понимает, что супергероя, способного разрешить все проблемы при жизни одного поколения, не будет. Трезвый скепсис - важное качество хорошей литературы.
сильная сторона романа - умелое обыгрывание культуры сетевых коммуникаций - может запросто обернуться слабой стороной. Потому что всё это может устареть уже в скором времени - не через пять-шесть лет, так через десять-пятнадцать. Вполне возможно, следующему поколению читателей будет совершенно непонятно то, над чем угораем мы. В 70-е годы фантасты не сомневались, что на звездолётах будущего будут пользоваться перфокартами, а уже люди моего поколения с трудом представляют себе, что это такое. Скорее всего, социальные сети далёкого будущего не будут похожи на наши, а нейроинтерфейс не будет работать как Фейсбук. Но пока будущее не наступило
сильная сторона романа - умелое обыгрывание культуры сетевых коммуникаций - может запросто обернуться слабой стороной. Потому что всё это может устареть уже в скором времени - не через пять-шесть лет, так через десять-пятнадцать. Вполне возможно, следующему поколению читателей будет совершенно непонятно то, над чем угораем мы. В 70-е годы фантасты не сомневались, что на звездолётах будущего будут пользоваться перфокартами, а уже люди моего поколения с трудом представляют себе, что это такое. Скорее всего, социальные сети далёкого будущего не будут похожи на наши, а нейроинтерфейс не будет работать как Фейсбук. Но пока будущее не наступило