из комментариев
По моему скромному мнению, дело в том, что часто учитель тоже не очень хорошо понимает сам, а зачем же нужно грамотно писать.
Теоретически знает все положенные объяснения, но вот не проникся ими.
Мне кажется, что рациональных объяснений у этого, в общем-то, нет - как и у необходимости уметь считать. А что, сейчас у каждого смартфон, кассы в магазине тоже все сами считают... Это вопрос внутренних ценностей. Если в ценностях есть "самому понимать и контролировать происходящее вокруг себя" - то необходимость хорошо считать не вызывает сомнений.
Примерно так же и с языком. Можно сказать, что грамотность нужна, чтобы понимать и выражать сложные мысли. А зачем эти сложные мысли? кому нужно их понимать, а тем более выражать? И вот это "нужно" уже рационально не объяснить, это можно только передать личным примером. Например, если учитель сам искренне смакует хороший язык писателей (тех, у кого он и правда хороший), то дети (не все, но большинство - проверено) за полгода-год это впитывают.
Бывают и другие способы передать необходимость выражать и понимать сложные мысли. Предметное обучение, не связанное изначально с языком - математика там, естествознание, техника. А когда дети научатся понимать и ценить интересные сложные мысли в этой области, нужно дать им почитать косноязычие тех, у кого мысли вроде есть, а выразить понятно не могут. Очень хорошо для этого подходят их собственные домашние задания, через неделю, когда уже забыли, что имели ввиду. Поразительно наглядная демонстрация получается, зачем надо уметь грамотно строить фразу.