galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Цвет и Гёте - глазеть и видеть

По мнению Гете, на цвет предмета влияет окружающий его фон. Например, на черном фоне предмет сероватого цвета всегда кажется более светлым, чем на белом фоне. Если рядом с серым расположить красный, серый станет несколько красноватым. Гете исследовал также связь цвета предмета и освещения в помещении. При дневном свете все цвета всегда кажутся более светлыми, чем в сумерках. При различном освещении изменяется также и яркость цветных поверхностей. Красные поверхности в сумерках кажутся немного темнее синих. Гете можно считать также создателем таких цветовых тестов, которые показывают, что индивидуальные способности людей по восприятию цвета различны.
Работе над этим произведением он в общей сложности посвятил более 40 лет жизни и, по его собственному признанию, считал его своей главной заслугой. «Все, чего я достиг как поэт, - пишет Гете в письме к Эккерману, - я вовсе не считаю чем-то особенным. Хорошие поэты жили вместе со мной, еще лучшие жили до меня, будут жить и после. Но то, что в своем столетии я единственный, кто в труднейшей наукеучения о цвете знает правду, - вот это я ставлю себе в заслугу, и вот почему я сознаю свое превосходство над многими».
Все явления, связанные с цветом, И.В. Гёте рассматривал только с позиции воздействия цвета на человека, выделяя два вида таких воздействий: физиологическое (на организм человека) и психологическое (на его духовный мир). Цвет он называл «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гёте первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека.
У Гёте каждый цвет - это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Эмоциональные реакции на эти взаимоотношения являются эстетической основой цветовой гармонии. Шесть основных цветов образуют два треугольника.
Первая «характерная пара» – желтый и синий – являлась основанием цветового треугольника, на вершине которого И.В. Гёте расположил «царственный» пурпурный цвет. Вторая «характерная пара» – оранжевый и фиолетовый – служила основанием треугольника, вершина которого отводилась «плебейскому» зеленому цвету. Таким построением И.В. Гёте впервые установил иерархию гармонических взаимосвязей в цветовом круге.
По мнению П.В.Яньшина, теория И.В. Гёте в сочетании с современным семантическим направлением в психологии восприятия может стать методологической основой психосемантики цвета, поскольку в ее основе цвет фигурирует не только как объект, но и как средство познания. В новое время этот подход получил продолжение в исследованиях по теории колорита В. Кандинского и в психодиагностике М. Люшера.
По мнению И.В. Гёте, цвет объективен, как и электромагнитные колебания, столь высоко ценимые физиками. Этот подход не отрицает наличия электромагнитного «спектра», регистрируемого физическими методами, как индикатора некоторых цветов.
Взгляды И.В. Гёте позволяют выйти из сферы физики и физиологии в область, непосредственно относящуюся к психологии. Он придает воспринимаемому цвету статус символа, что определяет цвет не как ощущение, а как образ, сложный перцептивный феномен. (С.В.Месяц)
• Но глаз—не только физика и физиология, он— и сознание, именно зрящее сознание; из открытых глаз в мир несется не только «специфическая энергия чувств», как учит нас физиология, но и «идолы» Демокрита (они же суть «боги» Демокрита): мысли, эмоции, воля. Говорим же мы: «радостные глаза» или «умные глаза», и понимаем же это реально, а не фигурально. Глаз, следовательно, есть не только физиологически-телесный орган, ио и психологически-бестелесный. И если я вижу им, то вижу я не сетчаткой, а сквозь нее—умом. Умозрение—не фигура речи, а реальнейший факт, более того, условие самой видимости, ибо без него мы ничего не видели бы, а лишь глазели бы на всё. Отсюда я изаключаю, что, поскольку то, что видно (кстати, это—точный перевод греческого слова «идея»), незримо в буквальном физическом смысле и поскольку мы все же видим то, что видно, мы видим его умом, а не телом. Но объекты ума и суть идеи.
А.— На что же в таком случае смотрят глаза и
чем они смотрят?
Б.—Чем они смотрят, справьтесь у физиологов. А
смотрят они на воплощенность идеи, чтобы, опираясь
на чувственное, оттолкнуться к сверхчувственному.
(К.А.Свасьян" Феноменологическое познание"(с. 145)
__________________________________
- С.В.Месяц - Иоганн Вольфанг Гете и его учение о цвете. Часть 1.
Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, посвятил изучению цветовых явлений более 40 лет своей жизни. Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является трактат К учению о цвете, состоящий из трех частей: "Дидактической" , где Гете излагает собственные представления о цветовых явлениях; "Полемической" , в которой он опровергает теорию цвета Исаака Ньютона; и "Исторической" , в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в. В настоящем издании впервые публикуется полный русский перевод первой части трактата, называемой также Наброском учения о цвете. Книга знакомит читателя с оригинальной цветовой теорией Гете, а также с более гармоничным и целостным подходом к изучению природы, позволяющим связать науку о цвете с философией, математикой, физикой и живописью. Издание представляет интерес для историков науки, художников, психологов, философов и всех интересующихся теорией цвета и цветовосприятия.
Tags: Цветовосприятие, искусство, историзм, поэты, устройство человека
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • очень красивое выступление японской команды по акробатике

    Нереально эстетичная композиция у парней, им бы нормальный клип снять в каких-нибудь декорациях или вообще без оных. Тренировочный процесс тоже…

  • 빅터 한 (Victor Han) - Not Today MV

    Это что ещё за чудо - играет на всех инструментах, да еще и тяжелый рок. Красавец к тому же!Мне было интересно, в чем смысл слова «не сегодня», но…

  • Мифопоэтичное 10 лет назад

    Мифопоэтичное Сегодня пыталась объяснить мужу про одного поэта(который может прийти к нам в гости).Рассказывала биографию этого поэта, мужа не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments