galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

революция и игра отражений

В прошлом году, когда британцы решили отметить 100-летие нашей революции (а вот мы про 370-ю годовщину английской даже и не вспомнили!), в Королевской академии в Лондоне созрела прекрасная идея – реконструировать эпохальную выставку «Художники РСФСР за 15 лет» (1932). Ведь она – эта выставка подводила черту под всем периодом становления Советской власти, с тем, чтоб все начать с чистого листа. Классовая борьба тогда входила в свою решающую фазу, более того – всем еще не уничтоженным на тот момент собакам империализма великодушно было предоставлено «последнее слово». Но в Лондоне «спеклись» - этот проект был заменен на софт-версию – набор картинок с ангелами и демонами революции. Жаль, сама идея все же актуальна как никогда. В 1920-е у нас в Москве и Ленинграде были и другие выставки, без которых все пошло бы не так как хотелось. Например, выставка французских художников 1928 года, в которой легально приняли участие те, кто скоро будет объявлен вне закона, предателем Родины. Или же 1-я Всеобщая германская художественная выставка 1924 года. Именно она и сформировала то крыло русского искусства, которое отвечало за экспрессионизм (другое крыло несло импрессионистов со всеми их пленерами и свето-воздушными средами).
Вот если б ту германскую выставку вытащить на свет божий - неважно в каком бы она составе ни сохранилась, а там было больше 500 номеров! Похоже, такую попытку сделали сейчас во франкфуртском Shirn`е, представив более 200 произведений немецких художников 1919-1933 гг. («Блеск и нищета Веймарской республики»). Выставка вроде бы сугубо национальная, но для нас она ценна тем, что все время проводишь параллели и сравнения.
По охвату художников она беспрецедентна – многие имена звучат для нас еще непривычно. Как и наши герои ничего не откроют нового немецкому зрителю. Я специально не стану приводить никаких русских имен в поддержку германским для того чтобы никому ничего не навязывать. Но думаю, что эта игра отражений кого-нибудь да захватит. Очень много общего: период относительной свободы творчества, у нас – до 1932, у них – до 1933; демократические ценности – дискуссии, агитация и этапы экономического развития: у них - «веймар», у нас – НЭП. Марксизм, большевизм и различные формы пролетарского самосознания. Ненависть к буржуазии и ее ценностям. Переосмысление войны как величайшей трагедии в истории. Функционалистско-конструктивистское мышление, курс на изготовление вещей и категорию «полезности», Баухауз-ВХУТЕМАС. Ну и так далее. Различий еще больше. Немцам проще – у них есть на что опираться, на великое наследие Ренессанса включая его пред- и пост-версии. На раннюю гравюру, на Гуттенберга и его книги. Получается что нам приходится играть на их поле, потому что наша демоверсия постреволюционного искусства совсем не там, где наш исток – древняя русь, византия, берестянки, «Апостол». Потому мы совершаем дикую ошибку, когда Дейнеку с Пименовым начинаем выставлять в спаррингах к Гроссу и Диксу. Мы забываем о том, что у них не силы неравные, а неравное то что сидит у каждой из этих пар в подкорке. Традиции, история, религия, в конце концов. Чтобы понять почему так происходит, почему одна культура демонстрирует полную раскрепощенность, даже распущенность, а другая бережет честь смолоду и девственность своей мысли, нужно обратиться в чтениях к Радищеву и Чаадаеву. И может вспомнить еще о том, что крепостное право в России было отменено всего лишь за полвека до такого явления культуры как «русский авангард» и, теоретически, герои нашего «модернизма» были ну если не детьми, то уж –точно - внуками крепостных крестьян.
На выставке во Франкфурте - вернемся к ней – выставлены работы тех, кто участвовал в московских и ленинградских показах 1924. Это художники «Красной» и «Ноябрьской» групп – Дикс, Гросс, Шлихтер, Нерлингер, Фолькер и другие мастера «пролетарского искусства». Каталог той выставки, описания работ, в нем приведенные, тематически вполне подходящи тем, что я увидел в Ширн Кунстхалле. И там, и здесь нет никого из «всадников», ни академистов, одним словом тех, кто был достаточно умен или смел, чтобы оказаться втянутым в это дело. Но как бы то ни было – путь у них у всех оказался один, в разряд «дегенератов». Вечная оппозиция «красавица» и «чудовище» успешно подтверждается жизнью: как же прекрасно все, или почти все, дегенеративное (и как же зачастую дегенеративно прекрасное). Выставка конечно же хит, но какое разочарование – каталог мне не достался, весь распродан. Вот тебе и хваленый западный менеджмент. Теперь его надо искать по объявлению: «ищу дегенеративное искусство веймарской республики, дорого».
Картинок наснял штук 80, а ФБ принимает у меня их всего лишь 40. Не могу отказаться ни от чего, поэтому предлагается набор открыток в двух частях.
ИЛЬДАР ГАЛЕЕВ

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2100191210265308&id=100008233480643
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2100800253537737&id=100008233480643&pnref=story
Tags: альтернативная история, искусство, образование образов, революция, страна другая, страна моя
Subscribe

  • Stromae - Santé (Official Music Video)

    Вот он новый социальный протест. А в нашей стране в этот список профессий еще учителя и врачи входят.

  • две богини- не опознаю сюжет

    нашла среди фоток - картину из мастерской Стаса Кошкина в Питере. Изломала голову, пытаясь припомнить миф на который она написана, можно погуглить,…

  • в предверии круглого стола по кино

    Riyaz Iskhakov Спасибо, я не пойду. Почему не пойду ни на какие встречи с чиновниками по вопросам "развития кинематографа" и круглые столы? Потому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments