Олеся Умерова из ФБ
Как остановить твои глаза? Да, твои глаза, скользящие по ленте вниз... Читающие по диагонали, вечно спешащие, уставшие от светящегося монитора, ищущие новостей, эмоций, смыслов...
Как остановить твои глаза? Да, твои глаза, скользящие по ленте вниз... Читающие по диагонали, вечно спешащие, уставшие от светящегося монитора, ищущие новостей, эмоций, смыслов...
Пожалуй, я расскажу о романе Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня". Мне понадобилось несколько дней отдыха от всякой информации, несколько дней отказа от фастфудного питания короткими сетевыми постами, от всей этой суеты, чтобы спокойно, вдумчиво, никуда не торопясь и не жалея времени, прочитать этот толстый и, на первый взгляд, тягомотный роман. Роман, который я бы не одолела без спойлера. Прочитав отзывы в сети, я начала читать осознанно и уже не смогла оторваться.
Дело в том, что многие японские писатели, включая Мураками, применяют к читателям почти самурайскую пытку - держать в напряжении, изредка подкармливая туманными подсказками, а всю интригу раскрывать лишь ближе к концу произведения: ты не следишь за развитием событий, а пытаешься понять, что, собственно, происходит. Точно такой же прием блестяще использует Кадзуо Исигуро.
Повествование идет от имени 31- летней Кэт, загадочно именующей себя "помощником". Девушка вспоминает детские годы в некоем привилегированном английском заведении, куда, по-видимому, помещают только круглых сирот. Дети живут за городом, в полной изоляции, почти не общаясь с внешним миром. Они учатся, много времени уделяя "творчеству", дружат и строят козни, чем-то увлекаются, во что-то играют, соперничают за внимание опекунов. В целом - обычное детство. Но есть странности: подросткам запрещают курить, но зато подробно, на пластмассовых скелетах, объясняют, как правильно заниматься сексом. "Детей у вас всё равно не будет" - говорят воспитанникам: "Главное, не заражайтесь. Здоровье - важнее всего".
Постепенно выясняется страшное: в интернате растят клонов. Их предназначение - стать донорами для "нормальных" людей. "Биологический материал", как ни странно, сопротивляться даже не пытается. Находясь в относительной свободе, уже взрослые воспитанники живут обычной жизнью и даже не помышляют о побеге. Карьера их проста: какое-то время клоны работают помощниками-сиделками у таких же, как они, доноров, потом их вызывают на "выемку", если повезет - на вторую, третью, после четвертой, как правило, доноры "завершают". Не умирают, нет, даже в этом слове им отказано, они "завершают".
Но Кадзуо Исигуро не дали бы Нобелевскую премию только за постановку этического вопроса о клонировании людей. Очередная антиутопия о дегуманизированном будущем - всего лишь фон. На этом, достаточно размытом фоне, Исигуро разворачивает еще одну драму - уже личную - драму любовного треугольника. Трое главных героев, трое клонов - Кэт, Рут и Томми, запутываются в отношениях любви-дружбы-близости. В духе автора, здесь также много недомолвок, тумана и недосказанности. Треугольник проясняется только к концу романа, чтобы тут же распасться по причине "завершения" одного из углов.
"Личное" и "общественное" объединяются одним вопросом. А чем ты готов пожертвовать ради счастья Другого? Своим счастьем? Своим сердцем? Своей почкой, печенью, легкими? Метафора "отдать жизнь" приобретает у Исигуро вполне конкретные очертания.
Есть и другой момент: Клоны живут в атмосфере фатализма, заранее зная о своей близкой смерти. Вялая попытка "уйти от судьбы" оказывается безуспешной. Отсрочка "влюблённым по-настоящему", о которой ходили слухи среди воспитанников, в реальности оказывается жестокой выдумкой. Любовь не спасает от смерти. Надежда героев на три года счастливой жизни терпит крах. Однако клоны добиваются другого: узнают глубинный смысл своего существования. И здесь, пожалуй, одерживают экзистенциальную победу.
Несмотря на довольно мрачную картину и "плохой конец", роман "Не отпускай меня" оставляет яркое впечатление. Он, действительно, не отпускает меня уже третий час... Переплетая метафоры и смыслы, фантазию и реальность, Кадзуо Исигуро заставляет задуматься о многих вопросах, поднимает со дна души всякую муть и не дает спокойно готовиться к завтрашнему рабочему дню.
И на этом мне пожалуй стоит "завершить".