galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Небесполезная система ценностей

увидеть еще не сыгравшую в ящик систему ценностей, которая всегда небесполезна, а в цинические времена ценна особенно, и не потому, что такие уж непонятливые - просто эти "все" крайне мало знают о том, какие бывают университеты, о трех типах - английском, французском и немецком, как были устроены, в чем отличия, как английский колледж выпускал колониальных чиновников-джентльменов, французская эколь нормаль - государственных инженеров-чиновников, а немецкий университет создал специфическое представление об ученом, которое с тех пор и едва живо, вот сейчас дохнет. И этот немецкий университет погиб после первой войны, а в России была университетская система, скопированная из немецкой, хотя с искажениями, но еще помнящая, зачем так сделано - битыми боками и отрезанными руками помнящая. И потому в России еще можно вспомнить в исторической памяти сидящее пока идеальное существование немецкого университета, а где еще и вспоминать нечего, не к чему обращаться, это для иных экзотика чуждого прошлого, а у нас хоть для некоторых - живое. Хотя, конечно, после Роулинг большим успехом в воображении пользуется тип английского колледжа, это беда.

Он рассказывает - в выдранных мной кусках с цитатами - о расцвете и упадке французской науки (это предшестующий этап, XVIII век), и это крайне поучительно: она завяла от чрезмерной централизации правящей бюрократии, читаешь - ну просто родные осины. Все, что нужно знать о бедах русской науки, давно уж показано французами, если только читать уметь. А потом - самый важный для меня кусок - автор рисует немецкий университет. Причем сам автор - сторонник американской системы, и потому соплей не распускает, ему немецкая не нравится, и в определенном смысле это хорошо - когда сквозь недоброжелательный взгляд пробивается восхищение прекрасной социальной системой, это особенно ценно. И он рисует эту картину, как Запад действовал на не-Запад, которым тогда была Германия, какова была реакция (начальные шаги - ну просто Россия при Ломоносове), и как эта похожая на российскую ситуация была немцами превзойдена - причем у них тоже бюрократия, деспотия и прочие дела. И можно видеть в этом рассказе автора об истории немецкого университета те места, где социальная инженерия невозможна, не хватает организационных мер, и вступают личные усилия людей, определяемые их этикой, их ценостями. И они выволакивают эту систему, прикрывают ее противоречия, и создают век доминирования немецкой науки, золотой век науки. То есть сто лет доминирования немецкой наук в мире - плод совсем не только великолепной социальной машины, изобретенной немцакми (и потом частями скопированной американцами), а - личных усилий сотен этих самых профессоров. И тысяч этих самых студентов - потому что, конечно, книгу делают и автор, и читатель, а социалоьный инстиутт - и те, кто в нем работает, и те, кто им пользуется. Ну а потом, конечно - война раз, хрясь, война два - чпок, нету. Конец истории.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2100761.html
Tags: Образование, альтернативная история, германофилия, как рождается миф, миропорядок, ноосфера, образование, ответственность, преподавание, преподаватели, страна моя, страна чужая, учиться никогда не поздно, фанаты, целеполагание, школа, энергетический капитал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments