galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

обучение

Обучение не стимулам, а смыслам. Простые примеры можно увидеть попросту дрессируя крыс, называется это set learning. Животное поначалу вообще не понимает, что такое тест, лабирит, обучение, кормушка, - оно нервничает, боится, жмется, - ну какое тут обучение. Хотя именно это и есть "чистое" обучение, - вот взяли дикую крысу, вот дали ей интеллектуальную задачу, вот она ничего не решает. А вторичное обучение - это когда лабораторная крыса, которая давно участвует в тестах, быстро схватывает саму задачу, которую перед ней поставил экспериментатор - она прежде решала уже многие тесты, она уже многому не удивляется и не дичится, она четко выхватывает из среды стимулы, которые навесил экспериментатор и потому быстро решает задачку. Она умеет учиться.
Это и есть то самое ускорение опытов по мере их проведения. Крысы научаются решать задачи. То, что в первом опыте, пока крысы были неумелые и экспериментаторы тоже, было трудно, по мере научения - запросто. Крысы участся решать не эту вот задачу, они учатся быть лабораторными крысами. Как в генетике создают чистые линии и дикий тип, так в бихевиоризме создают "хороших" подопытных животных. Крысы даже выучиваются быть "хорошими крысами для данной теории". Если крыс учат разным типам избегающего поведения, они быстро выучивают новый тип избегания. Если крыс учат в лаборатории сторонников идеи об условном рефлексе, в павловской лаборатории, крысы быстро учатся вырабатывать условные рефлексы - на звук, на цвет, на чего изволите. Можно сделать хорошую крысу для инструментальных бихевиористских реакций, можно - хорошую крысу для условных рефлексов. И природа будет подтверждать, что ей положено.
Бейтсон считал, что способность обучаться контексту... это особое обучение. Но тут уж как назвать - можно контекст, можно смысл, можно понимание, можно говорить о правилах класса поведенческих задач. Бейтсом смог различить, например, два уровня в том, что обычно называют "рефлексом любопытства" - совершенно разные вещи. одно названо "исследовательским поведением", другое "тестированием объекта". Тестирование определяет свойства объекта, выясняет содержание восприятия - скажем, можно выяснить, что объект опасен, избегать его, это будет отрицательный ответ и больше к объекту подходить не надо, поведение прекращается. Или можно исследовать объект, цель - узнать о нем, и тогда то, что он опасен - положительный результат работы и прекращать такое поведение не надо, можно исследовать другие незнакомые объекты или этот объект другим способом и пр. Вообще Бейтсон выделил 4 уровня обучения - нулевой (стимул - реакция), первый - изменение реакции при наборе статистики проб и ошибок, второй - коррекция набора альтернатив, изменение структуры выбора, третий - кратко говоря, изменение обучения II, тоже изменение структуры альтернатив.
Tags: учиться никогда не поздно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments