galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

иногда критика интереснее произведения

Короче, с точки зрения искусствоведения, "Летняя вьюга" начинается, как "чистый классицизм". Если кто запамятовал школьные уроки, "искусство господствующих классов, где повествуют исключительно о богах и героях". Все главные персонажи романа (женщины и девушки) - ослепительно красивы, успешны, "прекрасно устроены" (по российским меркам) и не испытывают особых материальных или моральных затруднений. Все они, поголовно - или знакомы с влиятельными лицами, или родственники таковых, или "как-то рукопожаты". "Быдла" или подлого люда - в тексте просто нет. "Кухаркиным детям" в данную сказку вход строго запрещен. Не дай бог, получив всемогущество, начнут мстить или "припоминать старое" своим обидчикам... На этаком фоне, особенно поначалу, "Гарри Потер" смотрится сущим "социалистическим реализмом". Однако, отдадим бывшему товарищу, господину Сормову, должное. Инженер поборол в нем литератора. Вдумчивый анализ не только научной, но и психологической правды - оказался приоритетнее. И - текст зажил собственной жизнью. Где-то к концу его первой трети герои внутренне раскрылись, сделавшись похожими на нормальных людей, а не лакированных персонажей античных мифов и рыцарских баллад. А роман превратился в "постмодернизм".
Полагаю, здесь будет уместным небольшое пояснение, что такое "стили искусства"... Когда я учился в художественной школе, это дело нам объясняли так: Разных стилей - множество. Есть классицизм и барокко, рококо и реализм, суперреализм и примитивизм, ну и так далее... Каждый стиль обычно популярен у людей и общественных групп вполне определенного образования, умственного и эмоционального склада. Стиль - это всегда маркер социально-психологической группы. То, что восхищает одних, у других вызывает отвращение. В изначальном смысле, зародившийся в конце XIX века "модерн", символизировал "свободную игру разума". Он славил красоту логики и расчета, отвергая привычные нормы. "Модерн" - новизна и смелость мысли, так сказать "в одном флаконе". Ярким примером "модерна", например, считается Эйфелева башня в Париже. Она истинный шедевр инженерного мастерства, доведенного до эстетического символизма. Мы - уже привыкли, а вот французы-современники Эйфеля - долго находили строение отвратительным. В удешевленном варианте - "модерн" переходит в "конструктивизм". Ранний отечественный его образчик - радио-башня Шухова на Шаболовке. Поздний - космические ракеты Королева. Они, как он сам по этому поводу высказывался - "фантастика в чертежах". Химически чистым экстрактом стиля "модерн" можно считать современные пистолеты. Там всё предельно рационально и нет ничего лишнего. "Эстетика смерти", жестко очищенная от нарочитого украшательства. Надеюсь, вам понятно... Что же тогда "постмодернизм"? Если в двух словах, дополнение инженерно выверенного "модерна" деталями не объяснимыми рассудком. Типичный "постмодернизм" - автомат Калашникова с золотыми инкрустациями. Рациональное мышление в "постмодернизме" отступает под напором "тайных желаний" и "мутных хотелок".

http://samlib.ru/k/kucher_p_a/001_vlaznie_mechti.shtml

В течение 70 "советских" лет произошла пошаговая деградация жанра: "модерн" - "научная фантастика" - "фентази". От свободного "человека-творца", которому сам черт не брат - скатились к концепции "винтика", убежденного в могуществе государства. Особенно хорошо идею превосходства государственной машины над магией - расписал Лагин в "Старике Хоттабыче". Куда там обычному человеку трепыхаться? Дети - смирно! Не смейте никого спасать или исправлять мир. Рылом не вышли! У малолетних героев Томина - все интересы и устремления сугубо личные. Герой Сарнова своим "всемогуществом" довольно бестолково выпендривается перед одноклассниками, за что впоследствии и подвергается... А балующиеся волшебством герои Лукьяненко - пешки в играх двух "магических мафий". Попытки "осчастливить человечество" там караются смертью. Всё логично. Сказка тем и отличается от "твердой НФ", что человек добивается "всемогущества" не сам, личным умом или трудом. Оно сваливается на него готовое. Даром. А бесплатный сыр - бывает только в мышеловке... Чем слаще кусок, тем сильнее пружина.
Tags: Прямое попадание, Цитата, литература, мысль, постмодернизм, проза чужая, рецензия, фантастика, чтение
Subscribe

  • 이홍기,유회승 - 사랑했었다 (Still love you) MUSIC VIDEO

    Совершенно волшебное исполнение, этот сипловатый голос Ли Хон Ки может так передавать эмоции, вот всё чудо его как исполнителя здесь явлено…

  • Исаак Иткинд - труднейшая судьба волшебного скульптора

    Меня потрясла судьба этого удивительного человека. Исаак Иткинд был в 30-е годы был так же знаменит, как Шагал и Малевич.. Его скульптуры стоят в…

  • Алиса Фрейндлих

    О ЛЮДЯХ... Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести. Совесть - это лампочка с сиреной,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments