galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Магический реализм Пабло Массипа Гинеста

После впечатляющей переписки в предыдущем своем посте с изумительной поклонницей японского киноискусства, решительно умаляющей неизвестные ей достижение других народов в киноискусстве. Решила сама себя процитировать.

Удивительное мироощущение после разговора с режиссером мелодичного и светозарного фильма «Мое имя – Куба». Пабло Массип Гинеста – поэт, и поэты – все герои его фильма. Только поэты могут не пошло и не банально ответить на такие вопросы: «Что такое семья? Любовь? Родина?» Каждый ответ практически афоризм, и на каждый ответ есть песня. «Я родился в очень богатом доме, о, мой дом был наполнен улыбками, сюрпризами, любовью и стихами Хосе Марти».
Мы разговаривали с Пабло по-русски, он учился на Украине, снял три полнометражные игровые картины и больше 30документальных фильмов. Мы говорили о поэтичности речи его героев и латиноамериканской и испанской поэзии, о том, каких поэтов я знаю и люблю. И вдруг Пабло Массип произнес: «А у меня есть книга стихов Рафаэля Альберти, подписанная им самим. В юности я был на его поэтическом выступлении». Это меня поразило до ощущения полного полета сквозь время и Вселенную. Я никогда не думала, что мы – я и испанский поэт – можем оказаться в одной реальности, в реальности кубинского режиссера.
Мысль пришла, что, когда живешь в огромном муравейнике – мир уменьшается. Можно порассуждать о перенаселенности Земли, и до какого-то Рио или Гаваны рукой подать.
Хотя был период, когда я жила и работала учительницей на маленькой станции – мне наша планета была величиной с Галактику, и до Москвы – было ощущение – нет никакой физической силы добраться, как до вершины Эвереста без кислородной маски.
Когда живешь в маленьком поселке, ощущаешь себя как муравей на дне глубокой чаши. Нет никакого обзора окрест. В огромном городе ты как будто в гуще событий и даже можешь быть причастна к ним. Едешь в метро – вагон задымился. И вечером – это во всех новостях. Но и это не ощущается твоей жизнью, ты все равно не успеваешь узреть, как ни верти головой, что за пределами твоей чаши. И вот смотришь на мир глазами кубинского режиссера и слышишь людей, внутренняя жизнь которых не ограничена стенками чаши. Не знаю, смогла бы я сказать, как сказал один из героев фильма: «Родина – это не пьедестал, Родина – это алтарь». Режиссер рассказывал об эпизодах, не вошедших в фильм. Там был вопрос – про героизм и героев. Один из снимавшихся в фильме воевал в Анголе и сказал: «Однажды надо было остаться добровольцем в заслоне, и я сам не понял, как я вызвался». Но настоял на том, чтобы рассказ про Анголу не был включен в фильм. Осталась только фраза, приведу по памяти: «Героизм – это когда ты понимаешь необходимость настолько, что даже страх не может тебе помешать». Тут мне стало понятно, почему эта или другая фраза в устах кубинцев была не вычурна и претенциозна, как, например, если бы это произнес актер на сцене. За каждым словом в фильме не было пустоты. Пожалуй, именно этот фильм можно назвать национальным. Национальное – это воздух внутри нас. Полотно экрана – зеркало, в котором видно особинку кубинцев как нации, и даже когда люди рассуждают об актуальном для них событии – о томящихся в американских застенках кубинских борцах, меня это не раздражало,  ведь и эти люди часть нации, и приятие их подвига соотечественниками – часть того национального духа,  чье имя Куба.
В современных мегаполисах экология национального исчезла, есть фолк, этника – как запах норы, фоника в этих звуках уводит туда, откуда мы родом, в глубину. А впрочем, даже слышащие свое горожане немы и косноязычны, не могут подобрать свои слова к чувствам. Тоненькая нитка языковой аутентичности связывает их с природой национального. В нынешний момент история как будто бы притормозила. И бледная Европа и Америка стоят на исчерпавшей себя бесчеловечной и бесплодной парадигме постмодернизма. На свете есть народ, который не знал постмодернизма, который просто его не поймет. Здоровое чувство собственного достоинства в каждом гражданине. Поэзия и музыка против всезнайства и опустошенности. Духовная сила – главная характеристика жителей острова Свободы. Именно здесь берут начало все таланты и способности к постижению мира внутри себя. Магический реализм – свобода, мама, Родина, любовь.

http://galareana.ru/?p=1607

Tags: Кино, Куба, Культурный феномен, Эмо бушует, кино, постмодернизм, поэзия, фестивальное, френджизнь, этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments