galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Остроумно и изящно о музыкальной критике

Проблема музыкальной критики: в приведённом обмене суждениями речь может идти о любой сонате (да и симфонии, и фуге). Разговор о музыке почти всегда – почти всегда – есть упражнение в оригинальности. Сама музыка как предмет есть нечто «туманное» и «тёмное», и просветлять её эпитетами можно сколько душе угодно.
«Лист – это самая глубокая, глубочайшая радость». И вот кажется, что да.  «Моцарт действует на поверхности радости и смеха, а Лист уходит в самую глубь». Но то же самое останется, если сказать: «Лист – это самая глубокая печаль». И вот кажется, что да. «Шопен действует на поверхности печали и тоски, а Лист уходит в самую глубь».
Основная проблема суждения о музыке – в том, что глубина понимания здесь неотличима от «изящества» суждения. Не существует надёжной почвы для того, что понять, насколько вещь высказана по существу. Если ч е т в ё р т ы й высказался «оригинальнее» – есть шанс, что он понял «глубже». Когда я повторяю уже закреплённый за музыкантом шаблон («лёгкость Моцарта»), я подтверждаю свою причастность к ознакомлению с шаблоном. Но когда я высказываю что-то оригинальное, я будто бы «понимаю глубже» уровня «общего места» и так далее.
http://incipittragedia.livejournal.com/25520.html?view=14256#t14256
Tags: Дискурс, Колесников, Культурный феномен, Прямое попадание, даже с юмором, музыка, мысль, ноосфера, проза чужая, рефлексия, статья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments