galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Высокомерие

Можно различить как минимум два ярких типа высокомерия. Один тип - самый понятный: я и вселенная. Человек мыслит себя и ведет себя как центр мироздания. Он может полагать, что это место им заслужено, что он фактически, объективно является центром. Он может полагать это скромной позицией - ну да, я не виноват, так сложилось, я лучше всех, что делать, мне придется это принять. Ну да, и вам тоже это придется принять, хотя ваше мнение, конечно, не важно. Обычно окружающие не признают таких претензий, и человек находится в тоске и печали - эта земля слишком плоха для меня, я хотел бы покинуть этот ужасный грубый мир.

Давайте обозначим это как "гуманитарную" гордость и высокомерие. Это встречается далеко не только среди гуманитариев и я совсем не думаю, что им это свойственно в большей степени, просто так это будет - как мне кажется - понятнее. Если нацепить такой лейбл на этот тип высокомерия, если угодно, это Г-высокомерие.

И есть совсем другой тип. Он менее очевиден и те, кто им страдает, в большей степени уверены, что они - очень скромные и критичные люди, рефлексирующие, объективные. Это назовем высокомерием естественников, или Е-высокомерием. Этот тип может быть высказан так: мы правы. Тут человек зачисляет себя в группу, которая авторитетна и имеет право решать, имеет право - на знание, например, или на действия, или на что-то еще. Поскольку человек скромно себя относит к большой группе, он лично скромен и искренне себя таким считает. А поскольку группа авторитетная, он может сказать: ну да, мы всегда правы, таково положение дел, смиритесь. Я, кстати - конечно, прав, ведь мы всегда правы. Мы знаем объективное положение дел, мы придерживаемся жестокой реальности, отрицая всякие пустые фантазии, свойственные слабым. Мы владеем знанием и знаем власть, то, что мы решаем, оказывается истинным.


Если первая позиция часто прочитывается как превознесение своего мнения над всеми прочими мнениями - и потому легко опознается и критикуется, то вторая высказывается как превознесение своего знания над мнениями окружающих, и тут в связи с искривлениями современной культуры возразить несколько сложнее. Конечно, корпоративным может быть и встречающееся среди гуманитариев высокомерие - скажем, демонстративное недопущение непричастных к кружку до суждения, предложение сначала руки помыть и греческий выучить, а потом уже раскрывать рот, обозначение круга "хороших людей", которые допущены к высказыванию мнений, и быдла. Поэтому Г и Е типы жестко не привязаны, конечно, к профессиям. И к людям - иные умудряются страдать обеими формами в разных ситуациях.

Потому и легко Е-высокомерным считать себя скромными, что они мало страдают от Г-высокомерия. Они ведь все время говорят, например: это не я, это научный метод, это великая наука, это объективный факт, я только его выговариваю, я и ссылки могу дать. Как раньше ровно тот же человек мог указывать на церковь и Писание как на источник авторитетности своих действий, или на великую роль дворянских родов в жизни людей. И меры, которые способны облегчить человеку груз определенного типа высокомерия, совершенно разные - то, что будет лекарством одному, окажется ядом другому. Что одного воспитывает в верном направлении, способствует выздоровлению, другому повредит.

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1984288.html

Одно дело, когда человек просто в чем-то прав, ну или думает, что прав. А другое дело, когда он считает, что он относится к тем, кто прав, а вокруг практически дети, неполноценные, с этими их гуманитарными мозгами, которым нужно нести просвещение во имя луны, хотя по большей части не в коня корм, но может быть хотя бы сомневающихся удастся спасти.

Страдающих Г-высокомерием, если зачем-то понадобится, на место поставить легко. Был такой детский мультик про львенка: не говори, что самый сильный - найдешь более сильного, не говори, что самый умный - найдешь более умного, и так далее. Скажем, многие физики-теоретики (практически, все) очень высокого мнения о своих способностях и своем вкладе в науку, но никто не будет отрицать, что Эйнштейн или Дирак были круче. Про гуманитариев не знаю, там, наверно, больше вкусовщины, но тоже вряд ли кто станет утерждать, что он - лично он - величайший философ или филолог во всей истории. А вот страдающие Е (то есть, групповым) высокомерием защищены исключительно хорошо. Мой народ лучше всех или моя вера самая правильная - это не исключение, это норма. Если это "мы, русские, всегда правы", то любое возражение называется "русофобия", если "мы, евреи, всегда правы", то "антисемитизм", если "мы, атеисты, всегда правы", то "мракобесие", если "мы, верующие, всегда правы", то "бесовщина", если "мы, оппозиция, всегда правы", то "продался властям", если "мы, власть, всегда правы", то "продался Госдепу", и так далее, и тому подобное. Эти стены нерушимы в принципе.

Ну, "мы, атеисты, всегда правы", мне кажется, экзотика - на уровне "мы, верующие хотя бы в кого-нибудь, всегда правы".

Г-высокомерием я страдаю в личной жизни. Может, что-то не отшелушилось, что в младенческом возрасте норма, а потом проходит. Я могу усилием представить себя крошечной песчинкой на краю огромного пространства, вращающегося вокруг далекого непонятного центра, но стоит отпустить это усилие, и мир опять длится во все стороны, начиная с меня. Тут мне до некоторой степени помогает представление о множественных вселенных, или другими словами - вселенной как шара с бесконечным количеством центров, только один из которых - я. Просто говоря, я, конечно, центр вселенной, ну и что? Все люди центры.
Высокомерие - это ведь не столько ранжирование и расстановка в иерархии ("я умный, ты дурак"), сколько последствия, вытекающие из этого ранжирования. Если умный пытается донести свою мысль до дурака, дотягивает его до своего уровня (ну или по-крайней мере выше текущего уровня), это никак нельзя назвать высокомерием. А вот если "ты дурак - и сиди с этим в своём болоте" - тогда да, высокомерие.

Поэтому и гуманитарное и естественническое высокомерие - это не сорта соотношения знаний собеседников, а их "добрая воля" по отношению к выравниванию разрыва.
Tags: Перфекционизм, Совпало, диктаторы, ментальность, ноосфера, ответственность, предназначение самопознание, рефлексия, снобизм, социум, устройство человека, энергетический капитал
Subscribe

  • Как написать жизнестроительные произведения

    Книг об ужасах советской эпохи пруд пруди! Многие из них даже получили высокую государственную оценку, например, роман Яхиной про Зулейху. Так что…

  • Инста-вральность

    Каждые полгода в трендах новая соцсеть - всё примитивнее и примитивнее, и ещё - электронные девушки не выходят в реал: Девушка шрёдингера: она как…

  • Павел Руднев о философии "Звуки Му"

    "Звуки Му" были во всех отношениях оппозицией лидирующему, громкоголосому уральскому и питерскому року с его остросоциальной повесткой – похожие на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments