galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Илья Колесников о трагическом и трагичном(2)

В силу вступает хюбрис, человек со злобным задором устремляет своё мышление ко всему ужасному, но – встречая его – обретает радость. В трагедии Еврипида «Алкеста» Геракл говорит, что смертным суждена могила и никто не может быть уверен в том, будет ли ещё жив наутро, поэтому стоит веселиться[1]. Это – отнюдь не ирония, но глубина греческой весёлости. И в свете Аполлона и в темноте Диониса смертные памятуют о своём уделе, они видят трагичное существо мира, но если аполлонический человек налагает на себя предел в виде меры, если этот  «человек света» ужасается горестям и страданиям, то дионисийский «человек темноты» видя те же страдания ликует. Эллинское знание всегда обращено к данности, которая может быть принята двумя настроями – αἰδώς и ὕβρις, днём и ночью, Аполлоном и Дионисом. Греческая весёлость – не бегство от трагичного существа мира, но видение этого существа и оправдание его.
Темнота ночи трагична: в ней стираются все различия. Орфей, чья теогония начинает родословную богов с ночи, помыслил трагическое,  но был растерзан за то, что пытался поведать помысленное непосвящённым, пытался поделиться с ними трагическим знанием



[1] Eur. Alc. 780-790.
Tags: Иллюзии, Колесников, Образование, Перфекционизм, Совпало, Чтение, доминанта, достоинство, другие люди, жизнь, ноосфера, образование образов, проза чужая, смерть, смысл жизни, чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments