galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

ученые не официанты

http://flying-bear.livejournal.com/2153396.html

Принято с важным видом говорить: "Если бы такой-то научный результат не получил NN, его получил бы VV", какая разница.
За этими разговорами стоит полное непонимание, представление о науке как о коллекции "фактов" и "результатов". А это - живая система, это - язык, и, воистину, "границы моего языка есть границы моего мира". Вы можете сказать "Если бы "Пиковую даму" не написал Пушкин, ее написал бы кто-то другой"? Глупость, правда? Вот и с наукой так же.
- Про приоритетные споры: пожалуй, самый известный пример - спор Ньютона и Лейбница о приоритете в создании анализа. Вполне отвратительный. Есть отличная книжка Арнольда, "Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук", там подчеркнуты радикальные отличия в подходах. Он, в частности, сожалеет, что мир принял лейбницевские обозначения, а с ними - и лейбницевский дух. Если бы победил Ньютон, мы имели бы совсем другую математику. Лучшую или худшую - вопрос личных пристрастий, и Арнольд очень пристрастный автор, но что другую - кажется очень вероятным.
- Но, действительно, возникает вопрос: есть ли пути, на которые история общества (и история науки?) могла бы свернуть, и которые вели бы к принципиально непохожим, непонятным в наших теперешних терминах, результатам, таким, о которых сейчас и помыслить невозможно? Ответ важен, поскольку мог бы означать, что существуют упущенные, возможно, навсегда, и невообразимые для нас теперь возможности. И философское значение такого ответа тоже было бы, наверное, огромно.
- Я тоже не знаю ответа на все эти вопросы. Я просто обращаю внимание, что расхожее представление об истории науки вообще таких вопросов не предполагает. У людей в головах органчик с несколькими стандартными мелодиями: "Незаменимых людей нет"; "Наука - коллективное творчество"; "Почти все открытия сделаны одновременно и независимо разными людьми"; "Если бы общую теорию относительности не создал Эйнштейн, ее бы создал кто-то еще". Основа - совершенно неверное представление о науке не как о процессе, а как о груде камней, на которых написано "факт", "факт", "факт"... Эти камни свалены в кучу, и исследователи наперегонки роются в этой куче. Конечно, в такой модели науки, если красный камень не найден NN, его непременно найдет кто-то еще. Но эта модель глубоко порочна. Давайте сначала согласимся с этим (до чего очень далеко), а потом будем думать, как задавать правильные вопросы об истории и философии науки.
- Хотелось бы заметить, однако, что, как и с философией истории, к детерминизму ведет много путей, кроме редукции до "фактов". Некоторые из них происходят как раз от понимания истории как процесса (например, как уже упоминалось, процесса непреложного развития некоторой идеи), и тоже приводят к отрицанию роли случая. На первый дилетантский взгляд, именно признание роли личности и/или роли случая избавляет от детерминизма.
- Это сейчас малоактуально, кажется. Никто практически не верит ни в непреложные законы, ни, пожалуй, в идеи как таковые. Маятник далеко качнулся в обратную сторону. Тот образ мира - казарма. Сейчас - ресторан. "Деятели культуры" (включая ученых) - официанты, занятые только тем, чтобы приносить "нам" вкусности. Один не принесет - другой принесет, какая разница. Какие могут быть индивидуальности в "сфере обслуживания".
- Черт, а как быть с законами Ломоносова-Лавуазье и Богуславского-Лэнгмюра? Одновременно ведь и совершенно независимо.
- Наука не состоит из законов, она состоит из более крупных блоков. Специальная теория относительности была одновременно открыта Эйнштейном и Пуанкаре. При одном и том же формальном содержании (преобразования Лоренца образуют группу, как это содержание сформулировано у Паули в его историческом обзоре) язык, концептуальный аппарат совершенно разный. Физическое сообщество приняло версию Эйнштейна. С версией Пуанкаре физика развивалась бы по-другому.
Tags: Дискурс, Иллюзии, Миропознание, Прямое попадание, альтернативная история, мысль, ноосфера, преподавание, рефлексия, социум, ссылки, традиция, учиться никогда не поздно
Subscribe

  • Весна - интронизация Победы

    И каждый год весна приходит, даже если кто-то не придет. И каждый год черемуховые холода, и вишня как невеста нежна и поднебесна и в яблонях…

  • Будет ли летняя история?

    Будет ли этим летом Эта Извечная маленькая летняя история о взрослении? Нахальную лирику уже Не продолжишь везде, Пробиваться сквозь социальное Ей…

  • телепортация и сны как версия себя

    Я уже люблю телепортацию и сны - перемещения в пространстве И времени любой глубины. Есть что-то в чем нет смысла - запретить себе наяву В последний…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments