Одной из тем являлось бы как держать карандаш и проводить линии. Непрофессиональный рисунок как раз характерен тем, что он нарисован слабыми, скованными и пилообразными линиями, когда человек судорожно чиркает туда и сюда, проводя линию. Одна простая подсказка может это изменить, нужно только показать человеку, как это делается иначе.
Вторая тема оттуда же - как все линии равно слабые, в то время как линиии способны показать перспективу и объем даже без теней. Я видела как-то мастеркласс, где человек учил разным линиям, но если присмотреться, он бессмысленно и нелогично просто обводил что-то жирнее. И оно как бы выглядело художественнее, но никакого смысла не имело.
Отдельно элементарные сведения про рисование круглых вещей и овалов. Опять же ничто так не выдает непрофессионального рисующего, как кривые, заостренные и неверные по размеру овалы в разных ежедневных вещах. А там опять же есть несколько простых правил, узнав которые, шедевры не начнешь выдавать, но и явные ошибки прекратятся.
Еще часть про штрихование - про все эти опять же нелогичные карякульки на фоне или на предмете, не дающие ничего! Они не показывают форму предмета, не помогают тоном разделить фон и предмет. Их не нужно вообще, или нужно гораздо меньше и в другом месте.
И переходя к лицу и портрету. (Я смотрю за зарисовками одного френда - у нее очень хорошие возможности, но нет знаний и это сильно снижает качество рисунка). Лицо и фигура человека - самое сложное в рисовании. Можно годами рисовать предметы, фрукты и овощи, травки и животных и выглядет хорошо - но как-только дело доходит до лица, все сразу становится ясно. Непрофессиональный художник не знает элементарных особенностей строения лица, он не "видит" структуру под ним, основу в виде черепа, базовые мышцы, не знает просто знанием пропорций - которые потом тоже можно видеть в модели. Поэтому он срисовывает линии и пятнышки, а не видит и рисует существующие плоскости и формы.
Любое светлое или темное пятно на лице - это не просто пятнышко, его нельзя поднять на сантиметр или унести на три сантиметра в другую сторону. Все, что непрофессиональному глазу кажется "пятнами", на деле свет и тень, обрисовывающие выпуклости и впадины, образующиеся костями черепа и мышцами на нем. В идеале нужно очень хорошо знать эту анатомическую основу, чтобы видеть все детали именно тем, чем они являются. Но и простых, общеупотребительных правил вполне будет достаточно, чтобы значительно улучшить качество рисунка, его правдоподобность.
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/1560192.html