galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Компетенция и образование

Термин «компетенция» интересен. Это характеристики человека, связанные с освоением большого объема информации, умением выбрать собственную позицию, принять решение, с умением выступать субъектом в коллективных действиях. Сегодня уходит время тех, кто, даже обладая высочайшим IQ, не обладает компетентностными навыками общения. Сегодня время командных проектов, которые работают от науки до бизнеса. На стандарты, связанные с компетенциями, сейчас переходит система школьного образования, и уже окончательно перешла на них высшая школа.
в будущем в нашей стране система ЕГЭ провалится не из-за того, что она только частично достигла своих целей, и не из-за того, что лозунг борьбы с коррупцией не оправдывает себя, а из-за того, что такая форма оценивания кардинально противоречит тому, что должно делать образование. Оценить, как вырос человек над самим собой, как он изменился, будучи погруженным в формальные образовательные пространства, может только лично субъект, который с ним работает, — учитель, преподаватель. А вот эту самую субъективность в реформах образования пытаются минимизировать.

Требования к результатам образования по любому направлению фиксировались как уровень знаний.

Сегодня результат образования — компетенции как требования к самому человеку, а не к его знаниям. Компетенции нацелены на то, что система образования готовит людей к достаточно неопределенному и непредсказуемому будущему. В этом будущем любые знания, в том числе жесткая мировоззренческая установка, могут быть не подспорьем, а как раз тормозом развития.

— А как это выражается в действительности? Например, у меня есть диплом о высшем образовании, в котором, помимо моей специальности, есть список дисциплин, которые я прослушал, с оценкой, говорящей о том, что я знаю.

— Если раньше оценка означала, что именно вы под названием этой дисциплины прослушали, что вы освоили четко зафиксированный академическим сообществом набор конкретных тем, то сегодня диплом представляет собой набор приобретенных человеком характеристик (компетенций), некое портфолио. Описание прослушанных курсов в дипломе включает представление о том, какие характеристики обрел обученный человек.

Когда мы фиксируем результаты образования в виде знаний, мы можем проверить результат образования тестами, стандартным экзаменом или работой над проектом. И я рискну сделать предположение, что в будущем в нашей стране система ЕГЭ провалится не из-за того, что она только частично достигла своих целей, и не из-за того, что лозунг борьбы с коррупцией не оправдывает себя, а из-за того, что такая форма оценивания кардинально противоречит тому, что должно делать образование. Оценить, как вырос человек над самим собой, как он изменился, будучи погруженным в формальные образовательные пространства, может только лично субъект, который с ним работает, — учитель, преподаватель. А вот эту самую субъективность в реформах образования пытаются минимизировать. В высшем образовании ситуация еще более сложная. Например, в федеральном государственном образовательном стандарте подготовки математика описывается в виде компетенций, зачем требуется преподавать философию математикам. Я затрудняюсь сказать, каким способом можно оценить в 10-балльной или 100-балльной шкале способность к критике и самокритике, понятие различий и мультикультурности и других общекультурных компетенций, которые должны формироваться курсом философии.

Еще есть группы студентов, которые хотели бы от так называемых «непрофильных дисциплин» вообще отказаться, потому что не готовы к пониманию образования в личностно-ценностном контексте. Если они не понимают, как нечто практически приложить, для них этого знания как бы не существует

— В какой сложной ситуации оказывается студент, который приходит со своим мировоззренческим вопросом? Ему пытаются впихнуть самые разные предметы. И они у него должны как-то уложиться между собой. Ведь часто студенты выходят с абсолютно мозаичным мировоззрением. Это же так важно, чтобы студент задумывался о том, какое место он занимает в эволюции живой природы, каким образом он прошел этот путь как представитель вида, что собой представляет Земля, какое место он занимает в космосе.

— Но здесь возникает тот же самый вопрос: зачем? Ведь у человека в обыденной жизни крайне редко возникает желание выйти за пределы своего локального пространства и времени

И здесь тоже может возникнуть сложность, потому что те требования, которые предъявляются к субъекту формальной образовательной системы и предъявляются неформальными институтами социализации, часто противоположны друг другу. И если образование предлагает ориентироваться на какие-то тренды, которые кажутся современной молодежи уходящими, как, например, книжная культура, то неформальные институты социализации влияют очень легко, в игровых формах.

В современных мегаполисах практически все пространство города стало таким пространством игры. Причем любопытно, как соединяется этот процесс игры с процессом образования. Хотя образование не должно быть процессом веселым и легким. Формировать свой образ можно в соприкосновении с чем-то достаточно чуждым, твердым и не воспринимаемым изначально как свое. Только тогда грани человеческого таланта и личности могут начать сверкать. Но сегодня многим хочется, чтобы образование было легким, игровым, доступным. Для такого образования нет возрастных границ. Люди собираются в приятных местах, в кафе, в свободное время участвуют в каких-то образовательных мероприятиях.

Замечу, что сегодня огромные ресурсы тратятся в системе образования, чтобы перейти от знаний к компетенции.

У меня есть опасение, что этот проснувшийся интерес может повернуться в такую сторону, когда студента заинтересовала какая-то тема, он взял томик Шопенгауэра, Канта, пролистал, прочитал, положил на полку, и потом в каком-нибудь кафе он может блеснуть знанием.

— Но даже такой вариант неплох. Один из трендов экономики — это так называемая экономика заслуг, или экономика внимания. Если человек может привлечь к себе внимание, он может получить дополнительные субсидии.

Стандарт — это выражение ожиданий общества от системы образования. Поэтому они должны быть своего рода консенсусом между интересами государства, интересами общества и интересами индивида. Если мы говорим о формальном образовании, то обязательно должна иметь место оценка результатов, которые получило обученное лицо по завершении образования на определенной ступени. И вот стандарты как раз эти ожидания в виде компетенции фиксируют.

http://postnauka.ru/talks/34459

Tags: Новые слова, Образование, перспективы, племя младое, разговоры, современность, школа
Subscribe

  • Сиять на сцене вместе с Русланом Абраровым

    Однажды я посетила выпускной спектакль уфимской «Школы клоунов» и познакомилась с волшебниками! И с тех пор очень внимательно слежу за всяческим…

  • много лет назад о Грегори Лемаршале

    Сцена для молодых и мудрых. Грегори Лемаршаль книга galareana 31 июля, 2010 То чем заполнен музыкальный эфир радио и ТВ это нафталин с глупостью,…

  • пошла слушать бурятский рэп

    Тюркские и алтайские языки очень ритмичные, как будто созданы для рэпа и хоп-хопа. Ну, нашла такой бурятский флекс. Главное что они здесь субтитры…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments