Дальше он рассуждает о путях выхода из тупика и для удобства вводит специфическое понятие «Знание». Расшифровывает его так: «Знание» это комплекс научных дисциплин, имеющих общие свойства, онтологию. Всего Сергей Переслегин насчитал таких «Знаний» шестнадцать, причем не все из них на сегодняшний день до конца описаны. Но некоторые давно известны и вошли в системы образования. Например, в советскую.
И Советском Союзе и в России, считает Переслегин, с системой образования дело обстоит немножко лучше, чем в остальном цивилизованном мире. Дело в том, что не то случайно, не то чудом, не то чьей-то сознательной волей, но советская система образования жестко транслировала учащимся, по крайней мере, два-три «Знания».
Первое — географическое. Что это такое? Набор из 7-8 учебных дисциплин (природоведение, естествознание, физическая география, экономическая география, климатология…), которые имели гениальным образом найденную «точку сборки». Это физическая география. Вокруг нее, во-первых, прекрасно формировалась вся остальная география: материки и океаны, страны и народы, цивилизация, города, мировая торговля, течения и господствующие ветры. Сюда же добавляются кусочки биологии и немного геологии: где что находится, и какие ископаемые добываются, что такое дрейф материков и океанические хребты. Сюда же, получается, входят кусочки истории. Если есть страны и народы, то это сюда точно попадет.
То есть, вокруг физической географии группируется целый пласт учебного материала. Причём эта точка сборки приходится на возраст 11 лет, она начинает работать с еще юными людьми.
Второе «Знание», которое советские школы хоть со скрипом, но давали — историческое.
Это история, историческая география, философия истории, элементы лингвистики и антропологии. Тоже несколько связанных дисциплин. Советское историческое знание «собиралось» вокруг истории древнего мира, которая была наиболее системно изложена, причем в философском ключе.
Третье «Знание» — физическое. Это физика со всеми ее основными разделами. Часть математики. Какое-то количество химии и основы некоторых технических дисциплин, вкрапленные в программу.
В принципе, это уже неплохой результат. Из трех «Знаний» вполне собирается непротиворечивая, рабочая картина мира. Причем, картина современного индустриального мира с его системой связей.
не все из нас, к сожалению, помнят эти чертовы логарифмы. Но если человек получил советское образование, сложенное из блоков «Знаний», которые, в свою очередь, состоят из крепких кирпичиков связанных дисциплин, он видит мир непротиворечиво и более-менее понимает, как в нем все устроено.
Решение глобальной проблемы Переслегин видит в следующем: выстроить современное образование как систему из шестнадцати «Знаний», из которых нужно давать школьникам, как минимум, три (и в этом, получается, вернуться к принципам советского образования). Остальные «Знания» (техническое, экономическое, философское, антропологическое…), сгруппировав, разложить по уровням:
— системное среднее образование;
— высшее;
— системное высшее;
— универсальное;
— и, наконец, универсальное системное, в котором представлены все шестнадцать «Знаний».
Такая вот теория.
В конце еще одна мысль Переслегина. Он допускает, что элиты на Западе учат своих детей более-менее правильно. Во всяком случае, в Америке и Японии, насчет Европы сомневается. «Правильные» школы, дающие системные знания, правильное домашнее воспитание и сопутствующее ему неявное домашнее образование. И, конечно, самообразование, приучают к нему с детства.
http://ayrat-galiullin.livejournal.com/81883.html