Результаты их испугали. Испугали и тех, кто заказывал исследование.
Формулу серной кислоты написал один человек. Логарифмы умели считать трое. Число хромосом у человека не помнил никто. Далеко не все выпускники знали кто такой Магеллан и что он натворил. Больше половины не смогли перечислить соседей Армении, которых всего четыре, причем с двумя из них Армения на тот момент воевала.
Кто-то может сказать: «Ну и что? Ну, не знает парень Магеллана, не помнит число хромосом. Не интересуется географическими соседями, подумаешь. Нафига ему эти завитушки, если он собирается, к примеру, делать карьеру в рекламном агентстве или продавать компьютерный софт? Или откроет фирму по изготовлению элитной мебели, или крутое турагентство. Нафига ему ваши логарифмы?»
Переслегин отвечает, нафига.
Все развитие цивилизации он делит на четыре фазы:
— Архаичная
— Традиционная, она же сельскохозяйственная
— Индустриальная
— Когнитивная, которая сейчас, по мнению Переслегина, начинается.
Для каждой из фаз характерна своя картина мира, в ней человек живет и с ней себя соотносит. Например, «традиционной» фазе развития соответствует такое миропредставление:
«Вот в центре — моя деревня. Не важно, какая это деревня, она может называться «Нью-Йорк», «Москва» или «Владивосток». Это все равно «моя деревня», и, значит, я сам. Вокруг есть небольшая область, о которой я что-то знаю, «варварское окружение». А дальше лежит абсолютно неведомая земля, в которой может быть все, что угодно. А скорее всего, нет вообще ничего».
Причем радиус «известной Вселенной» в «традиционной» фазе — это первые десятки километров, может быть, первые сотни. А дальше пустота. И понятно, что если выпускник школы начинает внутренне соотносить себя с такой картиной… Переслегин пишет: «Многие в Интернете видели глобус Америки, где огромная Америка, рядом небольшая Европа, а весь остальной мир, фактически, сконцентрирован в группу островов. Это, конечно, шутка, но шутка довольно страшная. Это означает определённую картину мироощущения. И определенную культуру принятия политических решений».
Определенную культуру принятия политических решений.
Автор предлагает пораспрашивать выпускников школ по астрономии. И утверждает — они знают, что Земля круглая. Но объяснить, почему наступает зима и лето уже не могут, имеют смутное представление о наклоне земной оси и не могут ответить, откуда берутся полярные круги или тропики.
«Они слышали, что Земля вращается вокруг солнца, хотя не понимают этого, но готовы в это поверить. А расстояние от Земли до Солнца, по их мнению, почти такое же, как и до Луны. Остальные неподвижные звёзды расположены чуть-чуть дальше. Обратите внимание: это же схема Аристотеля впрямую. То есть, он так себе представлял небо…».
И вывод: «Люди в своих картинах мира стремительно погружаются во все более и более глубокое историческое прошлое».
Ученый объясняет, что возврат «традиционной» фазы чреват самой масштабной социальной катастрофой в истории. Войны, голод, болезни… Здесь он, на мой взгляд, слегка сгущает краски, не учитывая некоторые факторы — то же развитие интернета, например. Зато дает хороший ответ на то, как это положение исправить. И какое место занимает Магеллан (хромосомы, логарифмы) в нашей с вами системе знаний.
В своей лекции Сергей Переслегин доказывает, что у современной молодежи исчезает «картина мира». Худо-бедно они еще представляют «свою деревню», но что происходит за ее границами — в других странах и за пределами Земли — знают не очень. И это, по мнению ученого, катастрофа, грозящая человечеству вымиранием.
Кстати, вы, как и я, наверное, много раз сталкивались с мнением, что это делается специально. Что идет целенаправленный процесс оболванивания населения. Фурсенко там, Ливанов, реформа Академии Наук, воспитание идеального потребителя… Неграмотным стадом управлять легче, и все такое.
Проблема современного образования, проблема позиции «если понадобится, посмотрю в Википедии» в том, что «Знания» в голове не связаны друг с другом, а внутри самих «Знаний» зияют лакуны. И фрагментарность картины мира трудно сшить интернетом.
Ну, вот Переслегин считает, что такая система образования приведет к постепенной деградации общества и откату к предыдущей стадии развития. А дальше: "Предыдущая фаза развития при максимальном напряжении своих производительных сил может поддерживать полуголодное существование полутора миллиардов человек. Ну, понятно, что не сразу будут забыты все технологии индустриального мира. Ещё где-то миллиард прокормим с их помощью - итого, выживет где-то два с половиной. Вопрос: а что произойдёт с оставшимися тремя миллиардами людей? Ответ, я думаю, совершенно понятен. Их просто не станет физически, они погибнут от войн, голода и болезней"
http://ayrat-galiullin.livejournal.com/81883.html