galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

прыткие победили, да только прыгнули в никуда

Скопированные у одной цивилизации (например, западной) функциональные системы в условиях другой цивилизации (например, русской) превращаются в сигнальные.
Это звучит сложно, но на деле проще пареной репы.
Скажем, джинсы – на своей родине практичная одежда, позволяющая выглядеть прилично в пиру, в миру и в добрых людях – в СССР стали элементом демонстрации социального статуса (см. систему цветовой индикации штанов, фильм-памфлет «Кин-дза-дза!»).
Сейчас в потреблении мы сблизились, джинсы перестали о статусе сигналить, однако в прочем между нами снова пропасть, что хорошо заметно в «бутылочных социальных горлышках»: например, при переливании абитуриентов из средней в высшую школу.
Наша система даже не коррумпирована (хотя и коррумпирована тоже) – она просто отражает, как функционирует предприятие по имени «Россия». В котором сегодня талант и труд (не говоря уж про честь и честность) вторичны по отношению к блату, подкупу или умению угождать (или угрожать). Что дает преимуществ в карьере больше: родитель-губернатор или хорошее образование? Погоны ФСБ или предпринимательский талант?
Я понимаю, что логика в споре про ЕГЭ не действует.
Я понимаю, что ЕГЭ затрагивает право иррационально устроенной цивилизации оставаться иррациональной, крича и вопя: «американская стандартизация убивает душу! Натаскивание на тест не проверяет умение мыслить! Никакой тест не выявит одаренного филолога или математика!»

У стандартизированных тестов действительно есть недостаток: хорошо выявляя лучших среди обычных (то есть хорошо выявляя среднюю часть кривой нормального распределения Гаусса), эти тесты не всегда выявляют аномально одаренных.
Для выявления Перельманов и Эйнштейнов и существуют предметные олимпиады, победители которых могут зачисляться в университет без дополнительных испытаний. Замечу, к слову, что это не единственная система поиска особых талантов, - существует, например, целая партия противников олимпиад и сторонников участия школьников в научных конференциях. Эти люди утверждают, что олимпиады по математике выявляют не будущих ученых, а будущих руководителей математических кружков, что подготовка доклада и его защита куда более показательны, что наука – это не одни озарения…
Суть в том, что талантливому школьнику всегда тесно в рамках программы, и что внешкольные проявления таланта (дипломы олимпиад или научные доклады) достаточные свидетельства для отбора в ВУЗ. Так было и в советскую пору: мне с моей золотой медалью для зачисления требовалось сдать на «пятерку» лишь профильный предмет, а поскольку я был победителем областной олимпиады по химии, то «пятерка» мне ставилась автоматом в любом химтехвузе СССР.
Разумно?

Сегодня ни одна «честная и объективная оценка талантов и знаний» школьных выпускников – основанная хоть на тестах, хоть на экзаменах, хоть на олимпиадах, хоть на конференциях, хоть на бросании костей, хоть на лежании костьми – не может быть ни честной, ни объективной. Корректно говоря, она не может быть функциональной, а может быть лишь сигнальной.

http://dimagubin.livejournal.com/171342.html
Tags: дети, диспропорция, местечковое патриотическое, народ, наше, образование, современность, страна моя
Subscribe

  • Может ли женщина построить баню?

    Олеся Умерова 2 ч. · А! Я же не рассказала, как построила баню. В этом посте будет дан ответ на вопрос, может ли женщина построить баню. Спойлер:…

  • источники силы, невидимость в социуме и цвет

    парадоксальную вещь скажу, но иногда нет других источников силы, кроме грусти. Силы, чтобы жить. Грусть очень... питательна - для души, для…

  • Аквариум - Рок-Н-Ролл Мёртв

    Видео собрано из фрагментов французского документального фильма "Rock Around the Kremlin" (1985), аудио с миньона "Из Альбома Радио Африка" (1988).…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments