В своё время, в 2007 году, когда мы проводили первый фестиваль «Дебют-Саратов», в городе не было ни одной площадки, где молодые ребята, пишущие стихи, могли бы апробировать своё чтение перед публикой. Наш клуб, существование которого фактически прекратилось два года назад, призван был поддерживать творческий поиск ребят, а не привлекать для них, как для “готовых” поэтов, почитателей. И публика наша, кстати, всегда отличалась внимательностью, несмотря на свою – в сравнении с другими городами – многочисленность. Однако сегодня в Саратове имеется достаточное количество мест, где, вовремя подав заявку, можно прочитать свои стихи – сколь бы бездарными они ни были. Наш фестиваль признаёт свою роль в этом нерадостном процессе. Можно предположить, что в других городах та же самая девальвация произошла безо всяких фестивалей, и в этом смысле мы – лишь катализатор тех процессов, которые без нашего участия всё равно бы произошли.
Сейчас Саратов живёт активной поэтической и псевдопоэтической жизнью. Фестиваль становится просто ненужным (в любом мыслимом формате), поскольку у многих молодых ребят свой фестиваль чуть ли не каждую неделю. При этом, если смотреть на фестиваль как на среду знакомства и обмена опытом, то, по моим скромным ощущениям, молодым ребятам сегодня не хочется ни знакомиться, ни меняться опытом, потому что у них и так всё хорошо. Если у Чацкого ставился вопрос “а судьи кто?”, то есть он ещё подразумевал вынесение суда, то сегодня даже такой вопрос – в применении к собственному творчеству не ставится. Судьями стали “лайки” в социальных сетях, в то время как серьёзная и сосредоточенная работа поэта, оставляющая его в одиночестве хотя бы на время творческого процесса, подлежит забвению. Чем ситуативнее и понятнее для большинства будет та или иная “цепляющая” строчка, тем больше “лайков”. В таком случае следует отложить далеко образцы мастерской поэзии прошлого и настоящего (если их вообще кто-то из нынешних поэтов держал в руках).
Издательская и просвещенческая политика нашего фестиваля, таким образом, лишается хоть какого назначения. Печатная книга (которая по прежнему радует любого автора) постепенно переходит в забвение при учащении практики электронных публикаций и создания электронных книг – кем угодно для кого угодно (всеми для никого, никем для всех). Моя личная позиция в литературе и хоть какое участие в организации подобных вещей напоминает мне о неуместности участия в таком положении дел. Поэтому мы проводим наш фестиваль (в прежнем формате, и возможно, в любом другом) в последний раз.
Но главный и важный для меня вопрос, который следует обратить к иногородним поэтам: не стесняйтесь присылать заявки на участие. Я сейчас с большим трудом удерживаю в уме даже элементарные вещи, а поэтому не могу обратиться адресно к каждому. Если у Вас есть желание приехать в Саратов – пишите.
Также обращаюсь к саратовским журналистам с просьбой максимального освещения событий фестиваля в своих средствах массовой информации.
15.00 - 17.00 [Областная научная библиотека] или [Дом работников искусства] - открытие фестиваля, пресс-конференция: круглый стол "История и перспективы литературной жизни Саратова" (с участием саратовских организаторов публичных поэтических чтений);
19.30 - 23.30 [рок-бар "Machine Head"] - поэтические чтения;
Суббота, 19 апреля
11.00 - 14.00 [XII корпус СГУ, философский факультет] - творческая встреча с Леонидом Немцевым (Самара); в рамках встречи - лекция об истории поэтического восприятия + чтение стихов и прозы;
14.30 - 16.00 [дом-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова] - лекция Петра Сафронова (Москва) о современном университете;
17.00 - 18.30 [дом русской литературы ХХ века: музей К.А.Федина] - презентация книги Виталия Пуханова (Москва) "Школа милосердия" (М.: НЛО, 2014);
20.00 - 23.00 [клуб "Honky Tonk"] - поэтические чтения.
http://mikbogatov.livejournal.com/245684.html