galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Про интеллектуальные игры для детей


Развивающая функция реализуется в положительном воздействии игровой деятельности на познавательные способности ребенка. Все интеллектуальные игры характеризуются комплексностью в отношении их развивающего воздействия на мышление ребенка. Общий алгоритм выбора хода сходен для различных интеллектуальных игр. Он представляет собой три последовательных процесса: оценка ситуации [6, с.18], планирование [там же, с.56] и расчет вариантов [там же, с.169]. Процесс оценки требует логического мышления, процесс планирования – стратегического и творческого, процесс расчета вариантов – комбинаторного мышления. Все интеллектуальные игры развивают умение действовать в уме, то есть абстрактное мышление. Оценить развивающий потенциал форм интеллектуальной игровой деятельности можно при помощи специальных критериев эффективности форм интеллектуальной игровой деятельности. Таковыми критериями на наш взгляд являются доступность и избирательность.  

 Под доступностью игры понимается легкость усвоения ее правил, а также соответствие внешней динамики и вариативности игры познавательным возможностям ребенка, изучающего данную игру. Для вовлечения в игровую деятельность важна простота правил или содержания игры, внешне выражающаяся в однородности фишек, простоте цели и минимальном числе игровых операций. По этим критериям идеальной является игра рэндзю (однородные фишки, простая цель, единственная игровая операция и самая низкая внешняя динамика игры), с которой и следует начинать знакомство детей с интеллектуальными играми уже в дошкольном возрасте. В своем самом элементарном варианте «крестики-нолики» игра рэндзю распространена повсеместно и доступна в раннем дошкольном возрасте. Также дошкольникам можно рекомендовать игру в русские шашки (однородные фишки, простая цель и три игровые операции), которая сложнее чем рэндзю по содержанию, однако обладает меньшей вариативностью. Обучение в дошкольном возрасте играм отелло и манкала (однородные фишки, сложная цель, две операции, высокая внешняя динамика игры) тоже возможно, хотя и осложнено высокой динамикой игры и сложностью цели. Для того, чтобы использовать игру го (однородные фишки, сверхсложная цель, две операции, низкая внешняя динамика игры) в дошкольном возрасте необходимо применять маленькую игральную доску 9х9, в виду значительного уменьшения вариативности и продолжительности игры. Обучение игре го на больших досках и играм шахматного типа целесообразно начинать не ранее, чем в младшем школьном возрасте. 

На основании проведенного исследования форм интеллектуальной игровой деятельности игры рэндзю и русские шашки рекомендуются как средство вовлечения в интеллектуальную игровую деятельность детей дошкольного возраста, а игры сёги и го как средство развития мышления младших школьников. Данные выводы идут вразрез со сложившейся в нашей стране и других европейских странах практикой, когда классические интеллектуальные игры рэндзю, го и сёги вообще не используются в процессе развития личности ребенка, а использование европейских шахмат в рамках шахматного всеобуча не соответствует критерию избирательности.
http://shogifdr.ru/library/Korchitsky/harakter_log_igr.htm

Tags: Зачем-то интересно, дети, досуг, образование, построение будущего, родительский долг, статья
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments