http://www.russ.ru/pole/Glinyanye-pulemioty-i-vnutrennyaya-Mongoliya#_ftn1
Буддизм для России – одна из традиционных религий; число её приверженцев измеряется по меньшей мере сотнями тысяч, максимальные оценки – около 2 миллионов. Гораздо сложнее дело обстоит с приверженцами гностицизма, который зачастую не иституциализован. Однако существует гипотеза, что Россия по духу своему – гностическая страна[3]. Согласно Э. Конзе, «гностицизм – один из основных видов человеческой религиозности и потому, вероятно, должен воспроизводиться в любой период времени[4]» теми людьми, которые одновременно ощущают свою тотальную отчужденность от мира и пребывают в контакте с живой духовной традицией. То есть речь идёт о том, что поэт Игорь Сид называет «гностической антропологией» – социально-биологической предрасположенностью человека к тому, чтобы стать гностиком.
И ещё иду по сноскам и обнаруживаю Руслана Элинина и ещё Гумфонд. Какое-то схождение времён....
. Метафора пробуждения от жизни используется Пелевиным в притче о китайском коммунисте, который считал себя бабочкой, а после расстрела проснулся и полетел по своим делам. Интересно, что эта притча, рассказанная Чапаевым, делает его похожим на дзен-буддийского гуру. А сходство с Буддой Василию Ивановичу придаёт отрубленный мизинец. В самом конце романа он является к Петру с перевязанной рукой, как бы представая в роли Будды Анагамы, чей мизинец, превращающий всё в пустоту, до этого использовался Чапаевым в качестве грозного орудия – глиняного пулемёта[17].
17] См. «Нахмурил князь седые уши и глиняные пулеметы...» – цитата из стихотворения Михаила Лаптева 1992 года «Мамай, Вау-Вайти и трактор», опубликованного в газете «Гуманитарный Фонд» (№2, 1994, www.vavilon.ru/metatext/nlg2/laptev.html ) и в сборнике Лаптева «Корни огня» (М.: ЛИА Руслана Элинина, 1994).