galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

Особенности корейских дорам

АПОГОВОРИТЬ
Корейские дорамы: инструкция по применению

Сейчас все больше народу начинает смотреть корейские дорамы. На волне популярности "Игры в кальмара" люди приходят к неосмотрительному выводу, что корейские дорамы - это, оказывается, то, что надо, и наивно предполагают обнаружить в Корее еще некоторое количество подобных же кальмаров. Столкнувшись со щупальцами Ктулху, вроде "Таинственного сада" или "Сорока девяти дней", они впадают в легкий ступор и начинают задавать вопросы опытным дорамщикам: а что это все было и как это вообще воспринимать?
Товарищ! Помни! Не все кальмары одинаково кальмарны! (по меткому выражению Елены Вредной

Мы решили подробно поговорить на эту тему. Недавно мы уже размещали инструкцию по использованию дорам про летайцев (летающих китайцев), но, несомненно, для корейских дорам нужна особая, более детальная инструкция.
Чтобы получить от просмотра корейской дорамы полноценное удовольствие, нужно заранее немножко подготовиться.

Снова напоминаю, что это мое представление, у вас может быть свое, и я буду рада полноценному обсуждению и вашим рекомендациям в комментариях. Люди разные, одним подходит одно, другим – другое, давайте делиться.

Итак! Мои советы начинающему дорамщику при просмотре корейских дорам.

Первое – такое же, как для китайцев: главный мальчик. Или главный дядя. У корейцев есть очень хорошие актеры класса «аджосси», т.е. где-то под сороковник, которые могут играть как героев-любовников, так и отцовскую фигуру (Чан Хёк, например). Здесь мне хочется обговорить эту тему подробнее. В европейском кино мы привыкли к тому, что главным объектом созерцания и любования является актриса. «Фильм с Мэрилин Монро», «фильм с Вайноной Райдер» и так далее. Понятно, актеры-мужчины очень важны, но идут смотреть на женщину. Так было и у корейцев до какого-то момента, а потом - и сдается мне (где-то читала), начали в мюзиклах - они переместили акцент на актера-мужчину. И вот тут просто произошел взрыв! Все получилось наилучшим образом. Поэтому даже если в роли героини актриса средненькая (а у корейцев много и отличных актрис, но есть и не очень), но в главной мужской роли актер шикарный, то дорама в принципе годная. И здесь актер не обязательно должен быть молодым красавчиком. Классный дядька тоже вполне подойдет.

Второе. Многие корейские актеры выглядят значительно моложе своих лет. Если вы начинаете, как многие, с «Хилера», то первый вопрос: а почему эти дети живут отдельно от родителей да еще занимаются какими-то опасными делами? Ответ простой: потому что это не дети. Это люди, которым под тридцать.

Третье. В корейских дорамах очень часто мы сталкиваемся с ситуацией тридцатилетних девственников. Это распространенное явление. Вообще нужно иметь в виду, что у корейцев с воображением не очень, они в принципе реалисты. Они и играют по Станиславскому (славятся великолепной актерской игрой), и фантазировать умеют плохо. Поэтому если они что-то показывают в дораме, то так оно, скорее всего, и есть в жизни. Там у молодых людей просто нет времени заводить отношения: учеба с утра до ночи, тысяча подработок, поиск хорошей работы – только к тридцати и появляется минутка выдохнуть. Поэтому любовные истории, как правило, рассказывают о людях, которым лет тридцать.

Четвертое. Распространенный тип героини – «золушка». Она пробивается по жизни одна, не теряет оптимизма, верит в лучшее, вкалывает как не в себя, живет в полуподвальной комнатушке… и ежедневно надевает новое пальтишко от спонсоров, которое стоит бешеных денег. Этому обстоятельству не надо удивляться и смеяться над ним тоже не надо, спонсор вложил деньги в съемки дорамы и хочет прорекламировать свой товар. А производит он не обноски, купленные в секонде на рынке, а красивые, качественные товары. Вот золушка и одевается как принцесса, выползая из своей берлоги на подработку в качестве уборщицы.

Пятое. В дораме очень важно развитие любовных отношений между персонажами. Но поскольку дорама идет в такое время, когда ее могут, гипотетически, увидеть дети (да и домохозяек тоже не надо травмировать), то секс там не показывают. Если герой и героиня спали вместе в пальто (корейцы почему-то спят в той же одежде, в какой пришли с работы), то секса не было. Если они провели ночь вместе в футболках и джинсах – то секс, с большой долей вероятности, был.

Шестое. Иногда у персонажей корейской дорамы есть сверхспособности. Например, в состоянии сильного гнева из героя начинают расти убийственные иглы, как из ежа. Где-то серии к пятой-шестой создателям дорамы эта сверхспособность становится не нужна, они увлекаются отношениями героя с героиней, поэтому про иголки в общем-то забывают. Это нормально. Не надо ждать, что в финале эти иглы выползут и каким-то образом «выстрелят» в сюжете.

Седьмое. Корейцы часто «сливают» финал. Ждешь какого-то взрыва, кульминации, как мы привыкли, а там просто бульк в болото. Но мы смотрим дорамы не ради этого.

Восьмое. Эстетика. В корейских дорамах совершенно вырвиглазная эстетика. Гигантские свадебные фотографии в жирных золотых рамах на стенах, кресла в огромных ярчайших розах, чудовищная мебель. Если героиня покупает себе платьишко, она выберет самое, с вашей точки зрения, безвкусное. Колоссальные серьги, экзотические шляпки… короче, поначалу кажется, что так просто нельзя. Но глаз на удивление быстро привыкает, и вот вы наблюдаете мужчину, одетого в нежно-салатовое в сочетании с розовым, и вам это кажется нормальным. Поздравляю, вы адаптировались.

Девятое. Корейцы, в отличие от китайцев, не выпиливают персонажей на середине сюжета. Если у корейцев кого-то ранили и он не помер сразу, то он поправится.

Десятое. Если дорама заявлена как романтическая комедия, это не избавляет вас от внезапного маньяка, комы, глиомы, паранойи и альцгеймера у любимого дедушки. То есть вы смотрите комедию, все хорошо, героиня уже успела наступить герою на ногу, герой уже успел подарить героине зонтик, звучит сладенькая музычка… и бац, в следующей серии у героини внезапно глиома, или бац, в следующей серии внезапно объявился маньяк. В этом смысле корейцам никогда нельзя доверять – начиная с шестой-седьмой серии герои начинают сильно страдать.

Одиннадцатое. Пресловутые каноны. В корейских дорамах есть каноны. Причем они способны изменить мозги зрителя. Смотрю тут европейский фильм и понимаю, что ничего не понимаю. Нет канонов – нет сигналов о том, как относиться к персонажу или ситуации.
Я уже писала, что канон – это своего рода метаязык. Чем канон отличается от шаблона?
Шаблон ничего не объясняет ни о герое, ни о ситуации. Пример шаблона. Зомбиапокалипсис, герой с героиней сидят в машине, кругом лезут зомби, героиня визжит: «Сделай что-нибудь!» Другой пример шаблона: герой идет по навесному мосту над бездной, мост обязательно обрывается, герой кувыркается, цепляясь за ступеньки, его спасают или он сам спасается. О чем это говорит? Да ни о чем, кроме того, что каскадерскую группу наняли не просто так, пусть отрабатывают.
Канон обычно сигнализирует либо о ситуации, либо об отношениях между персонажами. То есть он несет важную информацию. Например, канон, который можно встретить практически в любом фильме о войне: если персонаж начинает строить планы на будущее, то в следующем сражении его убьют. Это подготавливает зрителя к тяжелому моменту.
У корейцев канонов много! Если герой раскрыл над героиней зонтик, это серьезная заявка на отношения, любой другой персонаж уже шансов не имеет. Если у героев внезапно выясняется «общая песочница» (были знакомы в раннем детстве, потом расстались и долго друг друга не узнавали), то они суждены друг другу судьбой. Какие бы злые силы этому ни препятствовали. Если герой упал с обрыва в реку Хан – значит, у него все будет в порядке. Мы довольно много перечисляли канонов, и все эти каноны четко указывали на ситуацию, обозначали ее.

Двенадцатое. Наряду со сверхспособностями корейские персонажи часто наделены какими-то редкими недугами: не различают цвета, не различают лица людей, страдают раздвоением (и более) личности, живут сразу в двух измерениях, переходят из прошлого в будущее и наоборот, подолгу лежат в коме, а потом вскакивают как ни в чем не бывало, видят будущее, видят запахи (!) – и так далее. Все это поначалу создает завязки, но впоследствии используется вяловато. Способы лечения тоже нетривиальные: белое полотенце на лоб, увлажнитель воздуха в изголовье кровати, обязательно пластырь; если дело происходит в древние времена - повязка на рану поверх одежды и зеленая кашица из измельченного растения. Все это спасет героя, если у него не глиома и не альгцеймер.

Тринадцатое. Помимо историй о любви, которые смотрят «все», корейцы снимают совершенно потрясающие социальные истории, обычно на общественно значимые темы (рабочее и профсоюзное движение, религиозные сектанты, насилие в семье, насилие над детьми, травля людей, у которых родственники – преступники, издевательства над новичками на работе, издевательства в школе и в армии). Пожалуй, никто в мире сейчас так откровенно и наглядно не говорит о социальных язвах. В некоторых дорамах, например, в «Такси-делюкс», каждая серия еще заканчивается инструкцией: «Чтобы не попасть в подобную ситуацию, никогда не переводите деньги мошенникам». Надо сказать, социалку и производственные дорамы корейцы снимают просто блестяще.

Четырнадцатое. У корейцев много сериалов на историческую тему. Здесь, наверное, нужно писать особую инструкцию, но пока скажу две вещи.
Четырнадцать-один. Есть более-менее строгие исторические дорамы, чтобы их понимать, приходится полистать учебник, к счастью, такой есть на русском языке. И есть костюмные сериалы, там все то же самое, что в романтических дорамах, только герои одеты в исторические костюмы.
Четырнадцать-два. Если вы прочитали учебник и разбираетесь в событиях эпохи, представленной в дораме, а в дораме почему-то все немножко не так и принц не умер, и король какой-то не такой, и какие-то министры, которых в учебнике нет и в помине, - не пугайтесь. Корейцы любят снимать что-то альтернативное. Какие-то вещи совпадают с историей, какие-то – вообще о другом. Им так надо. Поэтому у них будет стотыщ трактовок одного и того же принца, и все эти принцы будет различаться внешностью, возрастом, поступками и мотивацией, хотя по «месту в истории» и по имени это один и тот же принц.

Пятнадцатое. На что стоит обратить внимание, когда начинаете смотреть. В субтитрах часто будет упоминаться имя персонажа, а между тем в озвучке вы этого имени не услышите. Потому что у нас традиционно переводят обращение к человеку именем, а корейцы будут традиционно обращаться друг к другу как угодно, только не по имени: «учитель», «господин», «соученик», «брат» (не обязательно при этом родственник), «милый» и т.п. Меня несколько раз об этом спрашивали, поэтому решила написать.

Шестнадцатое. Имейте в виду! Корейская дорама и корейский суровый полный метр – это две очень большие разницы! В полнометражках курят, занимаются сексом, там все гораздо более жестко и откровенно. В дораме не курят в кадре, во время драки могут заблюрить нож, чтобы не травмировать зрительские глазки, секс там обозначается совместным сном в футболках (изредка – возней под одеялом). Поэтому когда человек привыкает к нежным дорамкам, а потом решает посмотреть на любимых актеров в полнометражке, его может ждать шок. Ну и обратное, конечно, тоже справедливо.

Список любимых дорам и рекомендации – с чего начинать – даже не пытаюсь приложить к этому перечню. Я начинала с «Хилера» из современных и со «Скандала в Сонгюнгване» из костюмных, но сейчас вышли новые сериалы, поэтому, наверное, появились и новые рекомендации для начинающих.

Читайте также в нашей рубрике:
"Хилер" как универсальный способ подсадить невинного человека на дорамопром -
https://vk.com/wall-127583482_108115
И обсуждение корейских дорамных канонов (их там перечислено гораздо больше, чем в этом кратком обзоре):
https://vk.com/wall-127583482_175207
https://vk.com/wall-127583482_147478

Пишите свои рекомендации, кому что помогло войти в этот волшебный мир, предлагайте - с каких дорам начинать.

#ЕД_апоговорить #ЕД_Хаецкая
Tags: #ЕД_Хаецкая, #ЕД_апоговорить, дорама, корейский язык, критика, рефлексия
Subscribe

Posts from This Journal “дорама” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments