То есть, скорее всего размер мозга, как любой другой признак, в популяциях распределён про оптимальной кривой, в том числе потому, что мозг, очень энергоёмкая ткань, иметь крупные мозги энергетически невыгодно, энергозатраты на развитие и функционирование мозга связаны с его размером аллометрически, степенной зависимостью, т.е. с увеличением мозга будут возрастать быстрее, чем «ум», связанный линейно. Т.е. даже если предположить в качестве отправной точки рассуждения, что гипотеза автора верна, рассмотрение платы и выигрыша от увеличения мозга в филогенезе приведёт к выводу, что главный тренд здесь связан не с увеличением массы, а с усложнением архитектуры, позволяющей в том же объёме разместить больше рабочих элементов и создать тренд миниатюризации устройств. Более совершенные компьютеры не больше, а меньше менее совершенных именно в силу совершенствования архитектуры; поэтому в когнитивных науках успешно используется компьютерная метафора (хотя, как у всякой метафоры, её «область значений» ограничена), а в эволюции мозга в ряду гоминид от неанденртальцев до сапиенсов начинается небольшой, но значимый тренд уменьшения размеров мозга.
Но это логические возражения против названной корреляции, куда важней прямые аргументы против существования положительной зависимости позитивной корреляции между размером мозга и умственной деятельностью. Ведь что означает скоррелированность признаков Х и У? Чем больше мозг, тем (в среднем) выше интеллект во всём диапазоне размеров мозга, наблюдаемых в выборке, по которой устанавливается корреляция. И наоборот – чем меньше мозг, тем ниже интеллект в той же выборке. Однако хорошо известно, что у грацильных лилипутов (сохранивших пропорциональность сложения) мозг уменьшился радикально, но интеллект полностью сохранен и часто бывает повышенным, со способностью к научной деятельности. И среди обычных людей радикально малый мозг при сохранных умственных способностях бывает не так уж и редко (в соответствии с нормальной кривой, полагаю): помню, на докладе С.Дробышевского в ИОГЕНе про тенденции эволюции мозга в ряду гоминид он рассказывал про вполне обычного в интеллектуальном плане банковского служащего из ФРГ, у которого мозг по объёму был как у шимпанзе.
Другой пример палеонтологический – известные «хоббиты» с о.Флорес имеют мозги, сократившиеся до размера австралопитековых, однако по уровню культуры и степени развития разных зон мозга они соответствуют архантропам, от которых, видимо, и произошли. Т.е. и тут «структура» важнее «кучи», а сложность организации мозга важнее размеров
http://wolf-kitses.livejournal.com/318873.html