galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Сохраним навсегда Мандельштама, или Музыка возникает из поэзии! Часть первая

Что общего у Мандельштама и Моргенштерна? Кроме случая, который мне рассказали две юные уфимские поэтессы. Дело происходит в баре,Вечер, пятница в угаре,Две возвышенные дамыОбсуждают Мандельштама.
К ним подходит местный парень:
Я вот тоже Моргенштерна уважаю,
Перетрем, я угощаю.
– Нет, нельзя, услышали неверно,
Мандельштама, а не Моргенштерна.
На мягких лапах крадется век-волкодав,
Слушаешь не тех рэперов,
Отвали, чувак.
Осип Эмильевич, милый,
Вас на Земле не забыли!
Таким образом, девочки меня вдохновили, и я поняла, что настало время сделать обзор примечательной вещи, которая случилась еще в январе 2021 года. Был выпущен независимый трибьют-альбом «Сохрани мою речь навсегда» на стихи Осипа Мандельштама, записанный специально к 130-летию поэта!
Ага, какое слово ключевое – независимый, то есть «индепендент» – «инди», не попса, не рок, не джаз, не рэп. А, независимо от жанра, сделали это совсем разные музыканты из любви к стихам великого русского поэта. Можно сказать, Осип Эмильевич прозвучал во всех стилях и направлениях. Не всё мне зашло тогда сразу. Но вот мелодекламация «Не говори никому» под тягучую нагнетающую музыку «Tequilajazzz» завораживает, музыкальный фон магически оттеняет слова, совсем просто произносимые поэтические слова. Магический трек – конец вечности, начало неподвижности, и все в нашем уме. https://www.youtube.com/watch?v=-76hzMcEQvQ
И знаете, Осип Эмильевич на протяжении всего альбома-трибьюта продолжает меня знакомить с необычайно талантливыми и дотоле неизвестными мне музыкантами.
Какой теплый голос и добрый клип у очаровательных MILKOVSKYI на одно из самых известных стихотворений «Только детские книги читать, Только детские думы лелеять...» (О. Мандельштам, 1908). Глубина текста и то, какой уют он создаёт внутри, – невероятно! Прекрасный исполнитель, тембр голоса и мелодичность. Клип душевный и трогательный. https://www.youtube.com/watch?v=VYiSHimdouQ
Еще открытие ZOLOTO – «Я ненавижу свет...» (О. Мандельштам, 1912).
Такой легкий, кружевной джазовый звук. Абсолютно непохоже на предыдущие треки трибьюта.
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь – я любить боюсь...
А ребята не боятся любить Мандельштама и петь его так, что хочется слушать на повторе в любом настроении, ведь смысл больше чем мы сами.
Хочется сказать спасибо художнику-постановщику клипа за то, как в видео вплетена книга Мандельштама.
https://www.youtube.com/watch?v=cOj8E45ZzdE
Пока что самый большой отклик из проекта у народа встретил Noize MС и не удержусь, процитирую музыканта.
Вот что рассказывает о поэтике Осипа Эмильевича автор самого прослушиваемого трека «Век-волкодав» рэпер Noize MС: «Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» написано Мандельштамом в 1931 году и является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Для поэта это – качественно новый этап: удивляет здесь и система образов, навеянная русскими каторжными песнями, и вовсе не характерный для более ранних стихов гражданский пафос – открытый вызов духу нарождающегося времени. Оно выражает стоический выбор автора – остаться человеком в нечеловеческих условиях, пусть даже ценой лишения жизни. Мандельштам не записывал стихов в процессе их создания, он, что называется, «работал с голоса» – и это очень чувствуется в фонетике, в том, как он обращается с размерами. Я постарался представить, какую мелодию таят в себе эти слова сами по себе, и подчеркнуть инструменталом образный ряд стихотворения: сибирские степи, Енисей, песцы, сосны, звёздное небо – что-то такое строгое, мистическое, северное и шаманское. «Век-волкодав» сегодня, 90 лет спустя, слушается до жути современно: в окружающей действительности хватает и «хлипкой грязцы», и «кровавых костей в колесе», да и «чаши на пире отцов» лишиться несложно, поведя за столом разговор «не в ту сторону». В общем, как там у Веры Полозковой: «судя по тому, как нас вертухаи обходят хмуро, и на звук подаются, дрогнув, – скоро снова грянет большая литература и кинематограф». Спев в необычной для себя манере, я постарался и в визуальном плане сделать что-то, что никогда раньше не пробовал – получился такой вот угловатый странный танец. Мне кажется, в этом что-то есть. А вам?»
За месяц почти миллион просмотров.
Кстати, Noize MС ещё в 2017 году обращался к творчеству Осипа Эмильевича и, как сам признается, очень много стихов знает наизусть. https://www.youtube.com/watch?v=0fcfuQRT7gw
Посмотрев множество клипов к альбому-трибьюту, поняла, почему я затеяла писать эту статью сейчас. Мне теперь есть чем завлечь прихотливую современную аудиторию. Альбом вышел еще зимой. Но именно масштабная работа по созданию клипов на музыкальные композиции привлекла внимание более широкой публики. Это явление, господа читатели, слушатели и зрители – вы получаете удивительную возможность прикоснуться ко всем граням материализации поэзии в современном мире.
https://istokirb.ru/articles/grammofon-/2021-06-30/sohranim-navsegda-mandelshtama-ili-muzyka-voznikaet-iz-poezii-chast-pervaya-2392880
https://istokirb.ru/articles/grammofon-/2021-07-14/sohranim-navsegda-mandelshtama-ili-muzyka-voznikaet-iz-poezii-chast-vtoraya-2409662

У газеты новый сайт опять, очень все неустойчиво. Поэтому дублирую в ЖЖ статьи целиком.Вот тут вторая часть :
https://galareana.livejournal.com/1261877.html
Tags: видео, кино, критика, литература, музыка, наше, поэзия, режиссер, рэп, современность, традиция
Subscribe

Posts from This Journal “критика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments