galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

КАПИТАН БЕНДЕР ВОРОБЕЙ, ИЛИ «… И ТУТ ОСТАПА ПОНЕСЛО»

Нет, это Пираты. Нет, это, наверно, Острые козырьки. Нет, это Одесские анекдоты какие-то! Иной раз сидишь в кинотеатре, смотришь фильм и думаешь: «Это постмодерн, или фишка такая?». Как бы нам, друзья, не потерять дух оригинала, не упустить авантюризм «великого комбинатора»? Гоголя уже развернули на 360 собственной оси, теперь посмотрим, что будет если взять того и этого, а также щедро приправить цитатками, да с экшеном ещё! Делаем всё быстро, не останавливаясь на сюжете (как мы любим). Смотрим, вникаем, господа.

Режиссер Игорь Зайцев и продюсер Александр Цекало, недолго думая, сняли «Бендер: Начало»: приквел к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку». Да не один: нас еще ждут как минимум «Бендер: Золото империи» и «Бендер: Последняя афера», а там и сериал подоспеет… Не многовато ли Бендеров? В каждом фильме их аж две штуки. Как-то даже непросто вдруг осознать, что остроумный прощелыга, которого играет Безруков – не Остап, а тот самый его «турецко-подданный» батюшка. А шустрому, но пока юному и неоперившемуся Осе только предстоит стать знакомым нам по фильмам и книгам сверхчеловеком, трикстером, командующим парадом и источником миллиона цитат. Может быть, это становление нам изобразят как-нибудь эдак интересно, но пока герой Арама Вардеваняна явно отступает и бледнеет «на фоне стальных кораблей».

Август 1919-го. Россия погружена в огненный вихрь гражданской войны, Колчак наступает, большевики судорожно пытаются удержать власть, распродавая имперские ценности. Товарищ Троцкий заключает сделку с американским бизнесменом: миллион за фельдмаршальский жезл графа Румянцева «с во-от такими драгоценными камнями». К несчастью, при транспортировке на красный поезд нападают махновцы, и раненый курьер из последних сил прячет ценный предмет, где получилось – в одном из гробов работы небезызвестного мастера Безенчука. Об этом совершенно случайно прознаёт прожженный авантюрист Ибрагим Бендер (Сергей Безруков). По всему городу Солнечноморску (как тут назвали Одессу) начинается охота за сокровищем. В неё невольно втягивается наивный, но ловкий студент Ося Задунайский (Арам Вардеванян), которому Бендер, похоже, приходится родным папой…

В фильме много погонь, перестрелок, а также трупов и крови. Но даже самые жестокие сцены не воспринимаются как трагедия, ибо все на экране показано в комедийном ракурсе с обилием одесского юмора. Картина действительно смотрится на одном дыхании, вот только зритель не успевает за сюжетом. Иногда хочется просто выкрикнуть на весь зал: «Да кто все эти люди?!». Вот Троцкий продаёт жезл, вот уже поезд грабят в лучших традициях вестерна (и немножко «Неуловимых мстителей»), теперь непонятный южный город с одесским антуражем. Кино, может, ты хоть что-то расскажешь нам?

Зато отсылок в фильме – ну просто хоть счётчик ставь. На этой кухне кто только не варится: и красные, и деникинцы, и бандиты Мишки Япончика (который выглядит, как главный герой «Острых козырьков», а появляется под саундтрек «Величайшего шоумена» – у них хоть лицензия есть?), как в «Бумбараше» – «белые, зеленые, золотопогонные», пока «телодвижения» ленты не начинают напоминать совсем уж безумный канкан на тонущем корабле. Но так ведь, пожалуй, и было. Ну или, во всяком случае, так нам говорят другие фильмы об эпохе. «Бендер: Начало» прямо их цитирует: всё в целом здорово смахивает на «Неуловимых», с их одесским колоритом и поисками сокровищ, а вот, например, плач одного из героев: «Господи, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне», – это ведь прямо из михалковского «Своего среди чужих». Цекало и Зайцев слепили из России смесь Карибского моря, Дикого Запада и Великой Депрессии, сдобрили рассказами Бабеля, подбросили все-таки цитат из книги (про «нумера» и «лейтенанта Шмидта»), добавили насилия, эротики (Таисия Вилкова голая, как правда на широкоугольном экране во всех кинотеатрах страны) – получилось неожиданно интересно. Конечно, это пока не шанхайские барсы, а лишь мексиканский тушкан. Кто создавал этот фильм – явно тронулся, господа присяжные заседатели. А нас ждёт-с ещё две части, потому что один фильм – это нынче не серьёзно.

Степан АТАМАНОВ


https://istokirb.ru/articles/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE/Kapitan-Bender-Vorobey-ili--I-tut-Ostapa-poneslo-841284/
Tags: газета "Истоки", кино, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Дисквалифицирован как человек" 10 серия

    Кан Дже постригся. Поняла почему "корейский тлен" меня пленяет - он полон бесконечной нежности. Тут такая нежность матери и Кан Дже, отца и Бу Джон.…

  • вечерние строчки

    Немного невнимательна, сильно устала за последнее время заменяя Лену. Внимания ноль. Сегодня две ошибки пропустила в чужом тексте. Заклепочник…

  • в предверии круглого стола по кино

    Riyaz Iskhakov Спасибо, я не пойду. Почему не пойду ни на какие встречи с чиновниками по вопросам "развития кинематографа" и круглые столы? Потому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment