Category:

Обрядовость и театр

Из ФБ Павел Руднев
Читал лекцию о Станиславском и подумал вот о чем. В статье "Ремесло" он пишет о том, что его актерская система является антиритуальной технологией. "В самой жизни сложились приемы и формы чувствований, упрощающие жизнь недаровитым людям. Так, например, для тех, кто не способен верить, установлены обряды; для тех, кто не способен импонировать, придуман этикет; для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды; для тех, кто мало интересен, выработаны условности и, наконец, для тех, кто не способен творить, существует ремесло. Вот почему государственные люди любят церемониалы, священники - обряды, мещане - обычаи, щеголи - моду, а актеры - сценическое ремесло с его условностями, приемами, штампами и трафаретами". Станиславский полагает, что театру нужно избавляться от обрядовости, от кодификации актерской игры, стандартизации и нормирования в проявлении эмоций. Так как статья дореволюционная, Станиславского тут трудно упрекнуть в потакании советскому антиклерикализму. При этом известно, что в XX веке (чуть позже) как раз наблюдается возврат к обрядовой природе театра. Когда театру плохо, когда он в кризисе (а он в кризисе всегда), он возвращается к своей природе, к изначальной точке развития, то есть к ритуалу. Скоморохи - бывшие волхвы, а архитектура театра повторяет архитектуру храма. С помощью ритуала театр как раз лечили, возвращая его к живоносному источнику, обнуляя. Да и интерес западного театра к восточной театральности, возможности синтезирования двух систем были построены на выявлении на Востоке именно обрядовых свойств театральности. Это ведь такое красноречивое свидетельство, какими разнонаправленными и взаимопротиворечащими могут быть художественные поиски. Отрицание и восстановление, отрицание и восстановление.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded