http://virtualsushi.livejournal.com/236638.html
славянская каллиграфия ― это скорее коллаж, геометрический лабиринт, нежели «пляска живой кисти». Устав как Закон, который нельзя нарушать...
При этом, в отличие от азиатов, славяне почти не пользовались кистью. Для записи своих букв они использовали либо дощечки, либо куриные или гусиные перья. Известно, что в 17 веке Россия была крупнейшим поставщиком гусиных перьев для Англии. Именно гусиными перьями писали Толстой и Достоевский. И когда мы говорим о славянской каллиграфии как искусстве, именно «перьевой танец» представляется прежде всего. Ведь славянская каллиграфия ― это запись звуковых букв, а не картинок-иероглифов. Поэтому изображение здесь плоско-двухмерное, а не кистевое 3D, как в азиатских языках.
Отчасти, и поэтому с появлением книгопечатания (16-й век) искусство каллиграфии в России уходит не в рукописное творчество (как в Китае, Японии или Корее), а в гравюру. Наверно, этому есть и национально-психологическое объяснение. Ведь десять веков подряд Россию постоянно раздирали как междоусобные, так и внешние войны. Нашествия Батыя, атаки шведских и литовских рыцарей, вторжение Наполеона, Порт-Артур, Антанта, Гитлер ― все хотели разорвать эту самую большую страну мира на кусочки, да и сама она так и норовила разорваться, точно граната, изнутри. И во все эти времена Знак служил людям не для медитаций, как в Азии, а для коллективного военного построения. Чем ТВЕРЖЕ была прописана Буква, тем большую работу она совершала для того, чтобы простой русский человек (=солдат, который служил в армии до 25 лет своей жизни) не сошел с ума. Монахи в монастырях переписывали Библию как можно более жестким почерком, который читался однозначно и не вызывал сомнений. А красота Знака достигалась не танцем инструмента, а так называемой «вязью».