galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Categories:

Прощайте, завлиты! Валентин Красногоров

ПРОЩАЙТЕ, ЗАВЛИТЫ!
Из данных около 300 драматических театров России и ближнего зарубежья следует, что должность завлита сохранилась лишь примерно в 20-30% из них. Это означает, что большинство театров не имеют возможности строить свою репертуарную политику (т.е. что режиссерам на глаза попадется с чужих афиш, то и ставится). Это означает, что связь театров с драматургами теперь осуществлять некому. Это означает, что современные пьесы читать в театрах некому (поэтому современная драматургия и «не существует»). Если должность завлита кое-где и сохранилась, он не всегда входит в художественное руководство. Обычно их держат «на подхвате», не давая им возможности делать свое дело: искать хорошие пьесы, читать их, участвовать в определении репертуара. А ведь среди них есть немало очень квалифицированных людей с широким кругозором и пониманием того, что нужно театру. Это означает, что театры вообще придают мало значения драматургии. Важнее иметь в штате балетмейстера. При этом российский театр почему-то с гордостью все еще называет себя «репертуарным», хотя лиц, отвечающих за репертуар и определяющих его, нет. Штаты театров при этом отнюдь не сократились. В них теперь есть и генеральный директор, и коммерческий директор, и еще несколько директоров и руководителей, рядом с художественным руководителем есть в штате и главный режиссер, и их заместители и помощники – по связям с общественностью, по творческим вопросам, по организации фестивалей, по связям с зарубежными странами, по специальным проектам и т.д. Фигура завлита должна быть второй по значению после главного режиссера. А она исчезает.
Валентин Красногоров

Вы удивляетесь, что балетмейстеры важнее драматургов. А я вот не удивляюсь что видеоблогеры важнее текстовых журналистов. Пришла эпоха упадка текстовых индустрий.
Наступление на завлитов началось лет 15 назад, когда городские власти стали назначать на должность директора театра своих людей, обычно ничего не понимающих в театральной специфике, но с большим самомнением. А те, в свою очередь, принялись сгонять завлитов со своих мест, освобождая оклады для своих же людей. Например, в нашем театре сначала завлита подчинили завхозу и обязали каждое утро к девяти часам приезжать на оперативки с отчётом, потом вместо завлита появился помощник директора по связям с общественностью, а ещё заместитель директора по вестибюлю(!).
Какие завлиты, даже странно, что про них вспомнили. В "проектных" и "директорских" театрах слова такого не знают. А опора давно уже на эту конструкцию. И не режиссёры здесь причина, а цех критики, который больше всех увлёкся "проектами". Потому что писаниной денег не заработаешь, а ехать завлитом в Усть-Звездюйск в местный ТЮЗ охотников мало. Куда легче в тот же ТЮЗ с читками и лекциями нагрягуть.
Подрубили сук, на котором сидели, а управленцы и рады: оптимизацию под эти песни провернули.

Текст был и будет всегда первоосновой любой постановки любого жанра. Называется это пьесой, сценарием или либретто - не в этом суть и не в том, кто этот текст сочиняет - драматург, сценарист, либреттист, человек просто творческий со стороны или сам режиссёр или ещё бог знает кто. Ведь смысл этого текста не в наборе каких-то букв и слов, а в рассказе (изложении) истории человеков, их страданий, взаимоотношений, радостей или подлостей, расставаний или встреч.
Без сформированного, продуманного и как-то зафиксированного плана постановки в виде пьесы, сценария и т.д. не может быть ничего. Даже начинающий блогер сначала придумывает и как-то фиксирует, пусть даже и просто в уме, текст (план) того, что он хочет выложит в сеть.
Все заявления о том, что век текста прошёл, что драматургия в принципе умерла, что она, особенно современная, не существует выявляют лишь дефицит культуры, образования и наивность говорящего.
Если текст не нужен, то на что собирается опираться постановщик, что должны делать исполнители, к чему стремиться, о чём говорить, про что, для чего?
А вот оценивать художественную ценность, актуальность, нужность текста в том или ином театре, в тот или иной исторический момент может лишь профессионал.
Профессионалы!! А-у!!
Для чего я это написал?

Александр Коровкин
Отзвук этого А-у и до меня донёсся. Редко вступаю в полемику на просторах инета, но тут решился. Тем более услышал обожаемого мной завлита Людмилу Григорьевну Касьяненко. Да, печально, братцы! Ещё печально, что и журнал наш «Современная драматургия» закрылся. Денег нет. Кстати, завтра у Волчанского, его давнишнего главреда и моего друга др. Можете поздравить. Но пьесы-то пишем! Вот только что одну закончил, сижу над новой. Раскидал по театрам. Уже есть предложения. Читают они, читают. Не надо уж совсем плакаться. Другая проблема есть. Я все же общаюсь с молодыми драматургами, веду семинар в Липках. Честно скажу: такую туфту пишут. Ни мыслей, ни идей, ни элементарных знаний. Есть ещё одна мысль. Как бы нам, как тут прозвучало, ПРОФЕССИОНАЛАМ, скооперироваться, и хотя бы начать читать друг друга. Есть сайты строителей, садоводов, водителей. Организовал бы кто сайт ЗАВЛИТ. (Сам, к сожалению, не организатор, неумен в этом) и вошли б в него человек 20-30 драматургов, только не графоманов, тут должно быть условие: и членство в одном из союзов, и спектаклей хотя бы с десяток. Не пьес, а именно постановок. И стали бы мы читать друг друга, обсуждать. А там и завлиты подтянутся с театрами и худруками. Есть чудесный сайт у Сергея Ефимова, с пьесами. Может как то через него. Он очень толковый парень. Но столько там графомании. В журнале мы из 300 пьес отбирали за год около 20. Из них можно было б ещё отсеять. Но ведь и профи пишут сейчас мало. Это мысли вслух. Реакция на ау

Есть страница https://www.facebook.com/search/top?q=%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8B на ФБ "Виртуальный завлит", где размещаются ссылки на все пьесы, поступающие в библиотеку Ефимова. Однако, Вы правы, профессиональный сайт нужен.
Что касается "начать читать друг друга" - Национальная Ассоциация Драматургов дважды в месяц проводит он-лайн семинары, на которых обсуждаются пьесы. Участвовать могут не только члены НАД, но и все желающие. Следующий семинар планируется на 22 мая, 19.00 по Москве.

Вот как раз «все желающие» и пугает. За время работы в журнале стал бояться графоманов. Столько сил забирают. У нас был свой круг, многих, к сожалению, уже нет в живых, кого-то пускали в него из молодых, но нужно было все же написать что-то стоящее. Сейчас читаю тексты присылаемые на форум в Липки, ну нет никого. Потуги есть, а пьес нет. Я и писал выше: должны быть свои, профи, кому доверяешь, а не слушать бредни «желающих».
Tags: драматургия, современность, театр
Subscribe

Posts from This Journal “драматургия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments