galareana (galareana) wrote,
galareana
galareana

Category:

Музыкальный сказочник Марат Татурас

Когда слушаешь музыку, в которой понятия не имеешь - что происходит, то чувствуешь, что музыка универсальна. Инструменты, тон, голос чтицы, то, как играют музыканты, дополнительные всплески звуков и краски видео, то, как это скомпоновано/сведено в одну точку пространства-времени – можно было ощутить в пятницу 26 марта в малом зале уфимской филармонии на концерте композитора Марата Файзуллина (более известного в широких кругах как Татурас).
Как композитор за 15 лет работы Марат написал музыку и саундтреки более чем к 150 художественным, документальным и анимационным фильмам. Он является членом Союза кинематографистов России и членом Правления Союза кинематографистов Башкортостана, членом молодежной секции Союза композиторов России, членом Экспертного совета Евразийской творческой Гильдии (Лондон), лауреатом премии им. А. Г. Небольсина.
В этот раз мы слушали музыку из фильмов московского режиссера Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме». В обоих фильмах Марат Файзуллин выступил не только как композитор, но и как продюсер. Музыка к фильму "Антлантида Русского севера" в 2016 году получила Приз "За лучшую музыку" на международном кинофестивале имени Саввы Морозова.
Потом музыка стала проситься на волю в концертные залы, и так возник замысел исполнять ее вживую с музыкантами. И вот уже несколько раз , те кому повезло могли послушать эти произведения в последние годы.
1.На премьере в кинотеатре Октябрь (Москва). 2018
2.С оркестром Frisson в ГКЗ (2 концерта) 2018
3.С оркестром Frisson в Лайфстайлцентре Башкирия 2019
4.С оркестром Frisson на этно-фестивале Табын (Зелим)
5.С оркестром Frisson в екатеринбуржском центре современной драматургии 2019
На данном мартовском концерте звучал ансамбль из разных музыкантов и инструментов, и все они были превосходны: Диляра Крайнова (флейта), Регина Абдрахманова (скрипка), Дарья Верестникова (альт), Никита Иванов (виолончель), Полина Ганина (фортепиано),Альберт Габбасов) (перкуссия), Дария Гранат(художественное слово, вокал).Как музыкант Татурас на концерте делает свою работу – играет на инструментах : курай, гусли, калюка, язычковый металлофон и, конечно, электроника. Он приходит в музыку, чтобы быть собой.
Марат использует все профессиональные навыки и современные возможности для создания своей музыки: «Я нашел этот проект на Планета.ру в краудфандинге. Очень откликнулся внутри. Написал режиссеру на стадии съемок. Она заинтересовалась. Так и начали работу.Музыку создавали более года. Очень детально и тонко искали нужное звучание для фильма. В записи музыки приняли участие - мэтры русской музыки Сергей Старостин и Татьяна Калмыкова».
О фильмах не скажу больше, я их не видела, но для интересующихся добавлю –- рейтинг фильма «Сказки о маме» на кинопоиске 7.6, «Атлантида Русского севера» рейтинг 8.3 – высокий показатель, не каждый легендарный голливудский фильм имеет такой рейтинг. Можно найти и посмотреть. «Сказки о маме» – это живописное путешествие по Архангельской области, территории двух озер, Лекшмозера и Кенозера, в поисках утраченных культурных сокровищ России. Некогда эту местность населяли русалки, водяные, знатки, лешие и прочие сказочные существа, от которых сегодня остались лишь мифы да предания. Собственно, как и от коренной русской культуры. Все течет, все меняется, а вместе с тем теряется и забывается. Хотя все мы знаем, что без прошлого нет будущего. Режиссёр фильма Софья Горленко сказала, что слово «мама» в данном контексте является аллегорией родной земли.
Рассказчиком и героем фильма «Атлантида Русского севера» стал житель Лекшмозера Василий Попов. По сюжету он отправляется к месту, где раньше находился его родовой дом. По пути он встречает знаток, русалок и лешачих, погружается ногами во влажный мох, общается с местными жителями, заглядывает в заброшенные дома, вспоминает историю, сказки и сказания этих земель… Авторы назвали картину документальной сказкой.
Некоторые из этих "сказок" мы услышали во время концерта в исполнении Дарии Гранат.
И я наслаждалась этим филармоническим «путешествием по реке» полтора часа.
Музыка – это инструмент для получения энергетики. Исполнение, презентация, преподнесение – это то, что позволяет людям легко или трудно принять или забраковать музыкальное произведение.
Скажу, что есть четкий маркер качества музыки – дети, когда их внимание не рассеивается, если их увлекает. Дети были очарованы – не шумели, не ныли, не теребили родителей. Они полностью были захвачены потоком музыки. После концерта с позволения Марата детишки с восторгом прикасались к гуслям, щипали их за струны. А уж привлекала внимание загадочная зеленая «трубка», которой создавались звуки льющейся воды.
Музыка сама по себе то, что манит людей, заставляет их чувствовать.
Я люблю слушать разную музыку, придумано столько слов и названий жанров. Но лучшее это не обязательно самое модное направление и то, что звучит из каждого утюга. Лучшее – это то, что имеет великолепную энергетику. Одна из обратных связей музыки – это приносить для тебя то, что важно, обнажать проблему, тонизировать или омывать спокойствием. Иногда мы думаем зачем мы потратили время на то или это – а тут на концерте и после нет такой мысли. Это потому что музыканты с композитором создали такую идеальную атмосферу, плюс свою роль сыграли цветные сполохи видеоряда. Видеоряд транслировался на орган, картинка то возникала в мозгу, собираясь из сполохов цвета на сцене и всем пространстве, то рассеивалась – но это помогало очень следить за музыкальным настроением, цвета менялись, инструментальные ходы менялись в унисон с движеньем ярких пятен. Это те вещи, которые заставляют людей чувствовать себя хорошо. Это те вещи, которые мы должны транслировать, чтобы люди хотели оказаться в тех местах и временах года, в этом путешествии по воде и полю, по малым городам и деревням. Чтоб прочувствовали и вспомнили что это красота, когда там окажутся в подобных местах.
«Одни люди просто мокнут,
А другие чувствуют дождь...
И тоже мокнут...
Каждый вечер напоен
Мелодией скользких отражений…»
Вот нам становится так нужно осознанно жить и осознанно чувствовать, чтобы быть счастливыми, а не просто мокрыми. Видеть красоту прогулки на природе, а не усталость от хождения пешком, хотя усталость она никуда не денется, но вкупе с наслаждением природой человек получает моральное удовлетворение от прожитого дня и часа, а то и жизни. Просто быть внимающими атмосфере старых деревянных домов, котиков на завалинках, резных наличников старинных и стареньких дедков и бабулек. Притормози время до скольжения деревянной лодки с весельными мерными взмахами и скрипом уключин. Там я так всё знаю, помню как лила воду на уключины, чтоб не скрипели. Помню саднящее чувство первых мозолей от весел, когда долго за них не садишься. Там я всё понимаю, где каждый закат радость, и каждый поход в лес – благо. Время, где каждый сосед помнит тебя несмышлёнышем, и всегда рад остановить тебя, и перекинуться парой слов, и ты находишь эту пару минут, среди архиважных дел – напоить теленка, сбегать в магазин, пойти купаться. Такое кольцо времени, где будут рады мне, где буду рада я, – эти «Музыкальные сказки» переносят туда.
Приподнятое настроение – это не всегда мажор, кач, драйв. Не обязательно носиться на диких скоростях, можно быть поднимающимся в гору, можно быть следящим за поднимающимся над водой утренним туманом и пребывать от этого в радостной нирване.
Вот такую приподнятую атмосферу – давно ли вы получали от музыки? Без накачки адреналином, без бешеного ритма. Без догнать и перегнать. Просто достаточно быть там, где ты нужен себе и созерцать то, где тебя не отталкивает ничто. Не оценивать, просто быть. Такое благостное единение, просто добраться до того спокойствия и быть в определенном состоянии. Интересная вещь в характере русских людей – им нравится быть в ностальгическом настроении, вспоминая о чём-то. Но эта музыка не о том, что ушло, а о том, что всё это здесь, просто увидь и услышь это в каждом дне, который проживаешь, в каждом закате и каждой реке, в каждой тропинке и в каждом цветке, в осеннем листопаде и резном узоре балясин и оград.
То есть музыка Марата Файзуллина (Татураса) соединяет человека загнанного в современные чуждые ритмы с природой и естественностью непринужденного хода вещей, когда никуда не опаздываешь, и никуда не торопишься, не несёшь бесконечный груз «должен и обязан» успеть сделать. А просто живешь – здесь и сейчас, осознанное прочитывание и прочувствование – вот до чего замедляют тебя эти звуки. И это хорошо, современная музыка не должна быть ностальгией, способом переноса туда, во времена которых нет. Она должна показать нам то, что есть другой слой существования в нас, неспешное бытие полутора часов концерта или неспешное бытие прогулки после концерта пешком до дома:
«И луна слишком яркая
В гуашево синем небе.
Так прекрасно дожить
До весеннего равноденствия.
Мир приносит времени изменчивость,
Великолепие капели и солнца
- каждый день как "кончерто гроссо".
Каждый вечер напоен
Мелодией скользких отражений,
Всё растаявшее подмерзнет
и хрустит, и блестит.
Хорошо в это время
Ожидать просветления…»

Кольцо времени – волшебные «Музыкальные сказки» – вечность радости всего сущего: и было, и будет и есть – земля, и реки, и человечные человеки.
https://istokirb.ru/articles/grammofon-/Muzikalniy-skazochnik-Marat-Taturas-743683/?fbclid=IwAR1ZFltFTuYrMO6JnN2LB_Maif-ABYgX0yQhFtcdweZGHzChzUXjWIAMo38
Tags: газета "Истоки", звуковая боль, музыка, наше, современность, уфацентризм
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments