https://istokirb.ru/articles/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE/Pugalo--fenomen-yakutskogo-kino-694737/
«ПУГАЛО»: ФЕНОМЕН ЯКУТСКОГО КИНО
Сегодня, когда слышишь определение «якутское кино» – уже не сильно удивляешься. В последнее время фильмы из Якутии показывают чудеса качественного производства и авторской мысли, отхватывая призы на крупнейших кинофестивалях. Это можно оценить лично: фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, триумфатор «Кинотавра» и «фильм-сенсация» по мнению некоторых критиков, вышел в российский прокат.
«Пугало» повествует о жизни одинокой знахарки в якутской деревне. Она аутсайдер, изгой, пугало. Ее боятся и ненавидят, от издевательств до причинения телесных повреждений, но в то же время к ее дому не иссякает поток народа, требующего у знахарки помощи. Сама же она проводит одинокую, отгороженную жизнь, глушит водку, вечерами беснуется по дому, порой видя в темных углах что-то страшное. На этом краткий пересказ сюжета можно закончить, ибо то, что мы видим в «Пугале» – это бытописание отшельника с магическими способностями.
Наверно, главная проблема фильма – в отсутствии некоего сюжетного стержня, который бы плотно связывал кусочки быта между собой и создавал ощущение конфликта и большего сопереживания. В то же время режиссер Дмитрий Давыдов пользуется кадрами достаточно изобретательно, не рискуя подавать информацию зрителю прямо в лоб. Подобный подход позволяет распаковать историю после просмотра, связывая нити друг с другом. Судя по тому, как героиня неистово глушит водку, создается впечатление, что ситуация внутри гораздо страшнее того, что снаружи, но, к сожалению или к счастью, о пределах ее трагедии нам можно только догадываться. Подход, безусловно, хорош, но лишь в том случае, если не предполагается ничего более. В «Пугале» выстраивается некая драматургическая линия с поисками дочери, но здесь она оказалась недостаточно хорошо проработанной, а потому и бьет не так сильно. Сильная боль и страдание оказываются где-то очень глубоко.
Радует то, что Якутия идет в ногу со временем, не теряя связи с корнями. Этот магический реализм встроен в повседневную жизнь и не является чем-то из ряда вон выходящим. В «Китобое» духи предков позволяли главному герою вернуться в исходное положение, когда ситуация достигла неотвратимости с чувством совершенной ошибки. В «Пугале» нет голливудской мистики с парящими призраками. Да и способности знахарки могут подвергаться сомнениям, в этом будет сомневаться и зритель, ведь тех, кого она вылечила, мы и не увидим, а значит, не познаем степень помощи. Впрочем, этот ореол мистической таинственности, наряду с традициями народа, витает над кино из Якутии, при этом не ударяя кулаками в грудь с неким призывом к гордости и истории народа. «Пугало» показывает жизнь и людей в своей невыносимой легкости бытия, как бы говоря, что «да, мы так живем, так жили, и, скорее всего, будем жить».
Фильм поднимает темы одиночества и изгойничества, как основополагающих побочных эффектов для обладания даром, который может быть полезен для окружающих. Но человеку нужно быть кому-то нужным, а не полезным. Нужным человеку больше чем сосед, общество и государство. Одиночество и даровитость оборачивается высоким чувством самоотречения и жертвенности собой. Но Дмитрий Давыдов не морализирует и даже не делает каких-то итогов – он констатирует факт и жизнь, без нарративности и привлечения озвучивающих действия голосов. Если говорить о той проблеме, которая была заявлена ранее, то можно предположить, что «Пугалу» и не нужна стройная сюжетная составляющая, с развитием – до и после. Но в то же время ощущается отсутствие чего-то очень важного. А возможно, это всего лишь первое впечатление, которому нужно настояться, чтобы прочувствовать его.
Фильм «Пугало» сложно оценить стандартными способами, как в принципе сложно выделить из него и сенсацию. Но «Пугало» – это меланхолично-красивое и кадрово изобретательное кино, с великолепной атмосферой и достоверной игрой главной актрисы. «Пугало» – показатель качественного регионального кино, через которое можно проследить если не сенсацию, то феномен. Пусть даже подобные фильмы и остаются в неком оттеснении от массовых потребительских российских картин, но такое безоговорочно нужно посмотреть и надеяться, что авторское кино, а особенно кино из регионов России, на достигнутом не остановится.
Егор ОКУНЕВ