Он бродит по сети и, возможно, его многие видели, он про то, что вот, предположим, окажись ты на улице без денег и связей в незнакомом городе на положении бомжа. Ты же найдешь шабашку, снимешь на ночь хостел, на следующий день оденешься поприличней, через месяц найдешь конторку, где бумажки надо перекладывать, снимешь квартиру и уже через полгода будешь ровно в том же положении сытого офисного планктона, в котором всегда пребывал. А бомж не станет никогда – почему? Ментальность у него, у бомжа, другая. Цитирую: «Бомж не сможет не пить, не сможет снять койку в хостеле, не сможет найти работу в офисе, не сможет арендовать квартирку. Он не представляет, что ЭТО ТАК ПРОСТО.»
Дальше там идут упоительные истории о том, что вот если бы на месте бомжа был мильонер, то он бы оооо! Он бы уууу! Он бы прямо сразу пошел к хозяину шарашки и, прямо не вылезая со стройки, сделал бы стомиллиардный бизнес, чужой город N переименовал бы в Нью-Васюки, переформатировал бы свой бомжатник в бизнес-центр и поставил бы там фонтан с золотыми русалками. Потому что ментальность у него, у миллионера, такая.
Так что в жопу все эти ваши сопли о том, что жизнь тяжела и неподъёмна, – меняйте ментальность и увидите, как краток путь от вытрезвителя до золотых фонтанов.
Для меня сейчас этот текст является невероятно точным примером того, как работают социальные страты и как они форматируют мозг людей, которые в них находятся.
Конечно, человек, писавший это, знает о жизни городского дна только по анекдотам, а о крупном бизнесе – по пабликам вконтакте. Конечно, человек, получивший миллион невидимых привилегий, считает, что все, что он имеет, – исключительно плоды его труда, а остальные – ленивые алкаши. Собственно, поэтому привилегии и невидимые.
Однако стоит копнуть чуть поглубже, и начинают разверзаться бездны. Чтобы не приводить примеры из серии «а вот у нас во дворе есть девчонка одна», я могу сослаться на опыт Ночлежки, которая рассказывает, как иногда годами приходится вытаскивать людей с улицы, при том что они – достаточно крупная организация с юристами, финансированием (пусть и чудовищно недостаточным, но все же) и толпой волонтеров. О том, что если подойти к бездомному и предложить бутылку водки, то 8 из 10 откажутся. Потому что люди попадают на улицы очень разными путями, и алкоголизм здесь часто не при чем. О том, что если у тебя нет документов, то даже кирпичи грузить тебе будет не устроиться. О том, что даже если у тебя есть документы, то в половине случаев тебя кинут после недели адского изматывающего труда. О том, что в России есть рабство и цифры по этому вопросу ужасающие.
Боже мой, какие «пойти в ближайшую шарашку и за день срубить 2к на хостел»? Вы о чем, господа?
Да даже если не брать маргиналов, вы у студентов спросите, что такое человеку без связей, опыта работы и корочки об образовании найти, где заработать эти 2к. Тем более за день. С оплатой в тот же день. А это чистенькие умытые умненькие студенты, с мобильными телефонами и возможностью доехать куда-нибудь на метро.
Когда сидишь в теплом офисе и пыришься в экран по 9-10 часов в день, тебе, конечно, кажется, что ты горишь в делах, а то, что у тебя есть возможность в перерыве сходить за чашкой кофе в соседний Старбакс, – это очевидная доступная каждому благость, и те, кто не может позволить себе несчастную чашку кофе, просто не поднимали свою жопу с дивана никогда.
Ты совершенно забываешь при этом, что на твою работу, какой бы обезьяньей она ни была, в вакансии стояло скромное «с в/о». И твой никому не сдавшийся диплом был тем золотым ключиком, что открыл тебе эту дверь. При этом совершенно все, включая тебя и тетку кадровичку, понимают, что, скорее всего, единственное ценное, что ты приобрел за эти пять лет, – умение виртуозно тушить бычки об подошву ботинка, когда рядом нет урны.
Но у тебя он есть, этот диплом. А есть он потому, что тебе не пришлось свалить после 9-го класса из школы, чтобы прокормить себя, потому что у тебя, например, мать алкоголик, а отца нет. Или прекрасная самая лучшая на свете семья, но с тяжело больным родственником, на которого не хватает денег.
Или, например, у тебя может быть этот диплом, потому что детство ты провел в школе, а юность в универе, а не в интернате или больнице.
Еще он у тебя может быть потому, что у тебя глаза видят, уши слышат, а руки выполняют те команды, которые ты им сознательно посылаешь.
Казалось бы, так просто – ну отходи ты в школу эти 10 лет, поступи в ВУЗ (ну окей, пусть не МГУ, но в какой-нибудь хотя бы задрипанный, ну?), отучись эти 5 лет (полные веселья и пьянок), выйди куда-нибудь в говно-контору, через пару лет нормально все будет!
А оказывается, надо, чтобы здоровье, надо, чтобы семья, надо, чтобы эти 10 лет кто-то поил-кормил и собирал портфель, а следующие 5 давал крышу над головой и подкидывал что поесть. И если вынуть голову из своего муравейника, в котором путем селекции остались только те, у кого все это было и кто считает это совершенно базовыми вещами, о которых и говорить нечего, то оказывается, что это – много. И так бывает далеко не у всех.
И ты вполне можешь оказаться в одной переговорке с человеком, для которого тот же путь, который для тебя – дрейфование по течению, был полон таких кровавых подвигов, что тебе и не снилось в самом страшном сне.
Потому что социальные страты существуют, и выбираться из одной в другую можно, но почти всегда через сверхусилие.
Разговоры о «ментальности» появляются ровно там, где, по меткому выражению Жванецкого, появляются разговоры о «патриотизме», – чтобы дать «четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других». Вот Маша в городе Соликамск, например, живет плохо, потому что у нее ментальность, а Игорь в Москве живет хорошо, потому что Игорь – Сечин.
Я сейчас не призываю воевать с социальным неравенством и устраивать революции с плакатами «Вешай богачей!».
Я хочу донести две в общем-то простые мысли.
Первая – человек находится там, где находится из-за совокупности изначальных условий и прилагаемых усилий. Если вы живете кучеряво, а ваш сосед – печально, то имеет смысл сравнить изначальные условия, прежде чем делать выводы о его глупости, лени и желании лежать с пивком у телика. Есть не так много людей, которые нашли свою точку комфорта в той страте, в которой находятся, и я к ним испытываю не столько снобизм, сколько легкую зависть. Кажется, их надо не вилами в жопу подгонять к светлому будущему, а отъебаться.
Вторая – выбираться из грязи в князи сложно, долго, трудозатратно, не всегда линейно, но возможно. Только для этого надо менять не «ментальность», а набор навыков, корочек, знакомств и, иногда, приоритетов. Те, кто решил поменять только «способ мышления» и начать «думать, как миллионер», – это, как правило, и есть те товарищи, которые нихрена не делают.
Ну и третья, бонусом. Людей, тиражирующих книжки про «легкий путь к успеху», надо, конечно, сажать по новоиспеченной статье о «распространении недостоверной информации». Хоть какая-то польза.