http://nandzed.livejournal.com/917028.html?view=3548964#t3548964
Александр Блок
День рождения: 28.11.1880 года
В нашей стране уже лет десять блоковские даты совершенно игнорируются в СМИ... Просто нет уже той страны, которая была бы его достойна. Есть только та, что его убила:
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
"В 1880 ГОДУ население Санкт-Петербурга перевалило за восемьсот пятьдесят тысяч человек, в продаже появились «электрические свечи-тушилки», в Москве напротив Тверского бульвара торжественно открылся памятник Пушкину, народовольцы устроили взрыв в Зимнем дворце, едва не стоивший жизни Александру II… И родился Александр Блок". Сколь великий, столь и несчастный.
Есть такое ощущение, что понимание Блока и память о нём - живая и непосредственная, обиходная - принадлежала тому, бесконечно-иному поколению, подавленному бесконечными волнами - одна за другой - быдла, густо приправленного сверху. Этот потоп, вошедший во все, даже самые верхние этажи общества, не оставил выбора - и уже повоенные и позже родившиеся поколения несли на себе печать безродности. Они уже не говорили о Блоке - как будто поняли его. Нет, не могли - для понимания за лет сто до сих пор не сложились условия. Я не говорю об официальной поэзии (я о ней вообще никогда не говорю - это всё равно что увлечённо разбирать буквы на печати расстрельного приговора). Я говорю о немногих действительно не только талантливых, но и содержательных поэтах (увы, пришёл к выводу о необходимости различения) андеграунда. Ни один из поэтов после Блока не смог не то что подойти к теме произошедшего со страной и миром и продолжить. Необходимость связи времён никого просто не волновала. Трава на пепелище не помнит голосов умерших. Быть может, я ошибаюсь. Но, наблюдая за всеми "мэтрами", включая нобелеанта, я не нашёл в них связи. Нобелеант был сильно занят собой и самостоянием против всего мира (прошу прощения, но у этого тоже есть свои минусы). Остальные и вовсе размахом плеча не вышли. Потому и все их чрезвычайно умные подчас речи далеки от Блока. Самая тьма - перед рассветом. Все поэты отражают время. Но очень редкие зеркала отражают его с опережением.
Руно и пена Ахеронта,
Непуганые днем края,
Где кривоглазая ладья
Плывет, не зная горизонта.
Белей, чем шапки волн, белее снега
Плоды подсолнечного бега,
А молчаливая стигийская родня
Уже не смотрит на меня.
К чему теперь весь этот шум?
Его теперь ничто не тронет -
Эриний лёгкие погони
И хоровод веселых дум,
Где мысль одна другой мешает,
А та ей что-то обещает...
Не так ли пир души порой
Влечет незваных духов рой?
И слова нет. И для простого счастья
Я сам хотел его понять
И возбудить веселое участье,
Но сердца сердцу не унять.